Previous Entry Share Next Entry
Охота за страховыми досками. Ярославль, Тверицы, Варшавское.
yanlev
Мы продолжаем наши историко-материалистические похождения по Тверицам.

Тверицы, в сознании большинства обывателей - это такой деревянный район, который мелькает мимо окон его автомобиля, когда он срезает традиционную автомобильную пробку от моста до остановки "школа №50". Набережная, пляж, пожарная вышка, и гигантское множество деревянных домов.

Действительно, при проезде по Тверицкой набережной и далее, по началу проспекта Авиаторов (бывшая Вологодская улица) обыватель может увидеть парадную, главную часть Твериц. Старая застройка, симпатичные дома, ранее принадлежавшие состоятельным обывателям - в общем то, рай для поисковика страховых табличек. Глянешь на анфиладу Тверицкой набережной, вверху городского пляжа, и чувствуешь - вот оно!

Но болт. На всей стройной веренице старых домов вдоль набережной, на всех домах по левой стороне проспекта Авиаторов (если ехать от Волги) нет ни то что страховой таблички, как символа ушедшей эпохи, - нет даже следа, намека на доску.

Любому факту на материи сегодняшнего Ярославля можно найти объяснение в прошлом. Для Cosa Nostra объяснение в первую очередь следует искать в карте разрушений города после восстания 1918 года. У меня карт пострадавших кварталов штуки четыре, в принципе, все они дублируют одна другую, и одно я выяснил точно: в квартале, который помечен как "полностью сгоревший", искать страховую табличку бесмысленно.

И действительно, смотрим на самую простейшую подобную карту:





Как мы видим, главные, "парадные" тверицкие кварталы, выходящие к Волге, значатся как "полностью сгоревшие". Некоторые кирпичные постройки 19-20 веков реконструированы, о страховых табличках на них, естественно, речи не идет. Вся же деревянная застройка, которая кажется столь самобытной и естественной, однако, имеет отношение не к дореволюционным временам, а к 1920-м годам.

Домысел подтверждает и фотография, сделанная после восстания с вышки тверицкого пожарного депо:



Снизу - улица Вологодская, ныне проспект Авиаторов, прямо под нами - место постройки бывшего кинотеатра "Дружба", ныне тоже истории, вдали - голая набережная, где все сгорело подчистую, за исключением трехэтажного кирпичого здания (сохранилось и поныне), далее - Волга.

Весь этот квартал, ныне застроенный аутентичными домами, как следует из этой фотографии - "новодел", созданный в 1920-х годах. Основной принцип охотника за страховыми табличками - искать исключительно на домах дореволюционной постройки, здесь слабо работает, потому как даже профессионал не сможет отличить деревянное здание 1910-х годов от дома постройки 1920-х.

А разница для нас, собственно, важна - на одних могут сохраниться страховые таблички, а на других нет. Разница в архитектурных особенностях начала проявляться лишь в 1930-х годов, и то слабо, а до этого целое десятилетие строители использовали "по инерции" еще царские образчики, и, что еще более важно, опыт своих отцов.

Вот почему не стоит искать страховые таблички по левой стороне проспекта Авиаторов в Тверицах, если ехать из центра.

Однако, как говорит нам карта, стоит лишь один квартал отъехать от Волги - и правая сторона бывшей улицы Вологодской грозит нам сохранить свою застройку первозданной. Именно проезжая часть стала той межой, которая не дала распространиться пожарам с одной стороны улицы на другую.

Великолепно знать материальные подтверждения теории. Едешь по Авиаторов - и слева ни табличек, ни следов от них. Естественно, фотография с вышки перед глазами. Смотришь направо - и вот оно!



Опачки, таблички такой любопытной формы нам в Ярославле еще не встречалось.

Она слишком характерна, чтобы ее не узнать.




Это фирменный щит "Варшавского страхового от огня общества".

Даже само название погружает нас в те времена, когда славный город Варшава еще был в составе Российской Империи.

Я знал, что я видел перед собой. Естественно, я загорелся, как Элтон Джон при виде Рики Мартина.

По традиции, снег не успел стаять, как мы с подельником Валентином штурмовали жителей голубого дома по проспекту Авиаторов. Это было не очень сложно, потому как житель Денис был молод, позитивен, на нашей волне, любил жизнь во всех ее проявлениях, а в переводе на русский язык к моменту нашего появления выпивал пиво на завалинке с тремя девочками.

Девочкам было лет по шестнадцать, самому Денису - девятнадцать, все мы - дети новой великой России, одни идеалы, одни жизненные принципы, в общем, когда мы Денису объяснили цель нашего появления, и показали ему табличку ( о которой он, естественно, не имел никакого понятия), он думал ровно полминуты.

- Сымайте - проглаголил нам щедрый Денис. Я блядь и не замечал ее никогда нахуй.

Одна из девочек, опять-таки, по старой православной традиции, переживала, невозможно ли было табличку продать, но Денис был непреклонен: - раз пацанам надо, значит надо.

Кремень-парень. Настоящая мужская солидарность.

Пока Валентин на стремянке орудовал под коньком, я, держа лестницу, вступил с Денисом в историческо-концептуальный разговор. Спросил, какого года постройки дом, может, есть какие-нибудь документы. Я всегда спрашиваю. Сделал смелое предполжение, что дому минимум сто лет (вон она, табличка сверху, как железное немое подтверждение).

Денис подумал слегка, и сказал весомо легендарную фразу: - Слушай, брат, это точно не ко мне, я вообще девяностого года рождения.

Осмысливая с полчаса тот факт, что дети девяностых уже овладели русской речью и даже уже могут пить пиво, дома я с благоговением рассматривал тверицкий артефакт:



Табличка превосходно сохранилась, и неудивительно. Она сделана из новомодного материала конца XIX века - цинкового сплава. Он не ржавеет. Таблички из этого материала идеальны, разве что плохо сохраняются родные цвета.

Вот они какими должны быть:



Знакомьтесь:

Варшавское страховое от огня общество.

Дата основания: 13 мая 1870 года.

Место нахождения правления: город Варшава, Царство Польское, Российская Империя.


История данного акционерного общества, в общем-то, практически безоблачна и безупречна. Экзотичность ему придает тот факт, что основано оно было поляками, и находилось в Варшаве - городе, который более чем сто лет являлся с Россией одним целым, и который уже почти сто лет как одним целым с Россией не является.

Польша была поделена между Россией, Пруссией и Австрией еще в конце XVIII века, России досталась центральная и восточная часть современной Польши, во главе со столицей - Варшавой. Царство Польское было наделено широкой политической, административной, экономической автономией, и примером последней и является Варшавское Страховое. Значительное количество российских акционерных обществ имело право страховать здания по всей территории Империи, с небольшой помаркой: за искл. Царства Польского.

Автономия же.

В одном из самых развитых экономически регионов Империи просто обязано было появиться и свое страховое общество. И, как мы видим, оно появилось в 1870 году. Именно в этом году местному крупному промышленнику, коммерсанту, землевладельцу Леопольду Кроненбергу приходит в голову мысль основать свое, польское страховое общество. Что и было проделано.

У руля стояли самые уважаемые господа Запада России - поляки и остзейские немцы. Неудивительно, что общество к рубежу XIX-XX веков достигло серьезных позиций на российском страховом рынке, перешагнув территориальные границы не только Польши, но и Прибалтики.

Города, где находились Главные Правления, отчетливо рисуют нам границы зоны покрытия Варшавского Страхового: С-Петербург, Москва, Харьков, Киев, Одесса, Вильно, Ревель, Рига, Либава. Упор делался на Запад, но страховало общество вплоть до Поволжья и Урала, и эта доска в Ярославле - лишнее тому подтверждение.

Известна реклама в авторитетнейшей газете тех лет - Санкт-Петербургские ведомости. 1872 год:



Крайне интересен помимо классической рекламы свежеоткрытого СО еще и парой рекламой объявлений.

Ну с мызой за 2800 рублей все понятно. Мыза - это загородная усадьба с хозяйством и землей.

Однако, тут же, рядом с уважаемым страховым обществом и продажей мызы мы видим рекламу выхода в светъ 5-го дополнительного издания книги ОНАНИЗМЪ, всего за 50 копеек (с доставкой - 75 копеек). Следующая книга - это "Секретные наставления муж", и текст обрывается, заставляя сердце приятно волноваться, чем же после онанизъма секретно наставляютъ муж.

Соотечественникам не было чуждо ничто человеческое и в 1872 году, ни страхование, ни онанизмъ - мне подтверждение этих фактов всегда приятно прочитать.

Однако, вернемся в начало XXI века, к свежеснятой табличке.

Форма доски традиционна - это опять-таки знак-символ, рекламный ход, как сказали бы сейчас. Табличка выполнена в виде щита, что говорит обывателю: Варшавское страховое надежно прикрывает своим щитом ваш дом от пожара.

Известен лишь один вариант фасадной таблички, отличной от нашей, но он пока единственный из известных, и это на всю страну. Найдено в Курской губернии:



А что это там за баба с сиськами и мечом?

Да та же самая, что на страховом полисе Общества, фоновый рисунок:



Это герб города Варшавы



Старая добрая геральдика, которая так часто встречается на страховых досках. Вот откуда ноги растут, описание герба Варшавы:

В червленом щите сирена с обнаженным мечом. Тело розовое; меч, волосы и щит золотые, линии волос и три окружности на щите черные. Хвост сирены серебряный со светло-коричневыми ломаными полосами, линии груди, глаза и пояс - черные.

Ну какой герб приличного города без старой-доброй легенды, а то ж надо думать, сирена, меч, груди опять-таки, воображение бушует:

Когда-то жили в Балтийском море две сестры-русалки. Однажды решили они посмотреть мир. Одна поплыла в сторону Дании, и теперь ее можно видеть сидящей на камне в порту Копенгагена, а другая мимо приморского города Гданьска, поплыла вверх по реке Висле и обосновалась на одном из ее берегов. Местные рыбаки любили слушать чудесные песни русалки, но однажды богатый купец решил похитить ее и посадить в клетку, дабы заработать на пении морской девы немалые деньги. Однако местные фермеры и рыбаки, услышав жалобный плачь своей любимицы, пришли к русалке на помощь. За это полуженщина-полурыба поклялась защищать и оберегать город ото всех бед и несчастий.

Вот еще один плюс хобби - хрен ты когда будешь пытаться узнать, что из себя представляет герб Варшавы, и почему на нем русалка с мечухой. А так опа - нашел ржавую хрень на проспекте Авиаторов в городе Ярославле - и с головой. Ширится кругозор, тонны лепой и нелепой информации.

Любопытно, что Варшавское страховое общество - одна из немногих отечественных компаний, которая продолжила свою деятельность и после национализации всего страхового сектора в 1918 году.

Только вот деятельность свою оно продолжило уже на территории независимой Польши. Видимо, имеет смысл поискать таблички общества образца 1920-х годов, только уже на польском языке. Жаль, район поиска далек - такие таблички могут найти на территории современной Западной Белоруссии и Украины, а также в центре и на востоке собственно Польской Республики.

Однако, к мирским делам.

После находки и очистки от вековой пыли Варшавского страхового в июне 2009 года перед нами всерьез стал вопрос об грамотном оформлении коллекции. Было бы неправильным, если бы материальное достояние лежало в ржавом виде под диваном.

Надо было приводить его в божеский вид, и демонстрировать людям.

В общем, накупили мы досточек, и давай колотить подложки:



Напоросячились ламбруско, и работа пошла быстрей:



Смысл в чем: сколачиваем подложку из досочек, типа это кусок стены дома. Его красим именно в тот цвет, в который была покрашена стена дома, с которого снята табличка. В случаев с Варшавским - это синий.



Неизвестные стены просто красиво хреначим морилкой:



Ламбруско подошло к концу, всем хорошо, всем очень интересен и процесс производства подложек для табличек в целом, и история герба Варшавы в частности:



Вот что получилось у нас в итоге. Справа скоро появится так называемый "паспорт" таблички:



Итоги ламбрускиной работы за городом:



А что это снизу за хрень? - вскричит перевозбужденный читатель. Что еще за мать его "Застраховано въ земстве Пермской губернiи?!"

А о Пермском земстве - в следующей серии...

  • 1
Ян, молю, измени формат журнала. А то этот половину фоток по правому краю режет сука. Так я на карте и не увидел сгоревший квартал.
А вообще феерично! Читал бы без остановки, эта серия особенно удалась

странно... у меня не режет

а как изменить?

у кого-то есть аналогичные проблемы? обращаюсь к присутствующим)

У меня нетбук. Экран узкий. Поэтому подрезает.
Если ты у себя в профиле уберешь календарь (это колонка справа), то по идее это должно решить мою проблему.
Но это я пытаюсь навязать свою точку зрения. А там уж сам решай, календарь тебе важнее или мнение одного мудака из Химок ;)

Поскольку вопрос о заимствованиях (поднятый в эл. письме) злободневный, то полагаю возможным ответить здесь.
Вся история наук и искусств является цепью заимствования знаний, в том числе и из книг. А что касается картинок, то на уровне ЖЖ можно, на мой взгляд, и не ссылаться на источник. Правда, как к этому отнесется Дм. Никулин -я не знаю.
При публикации же картинок в печатных изданиях ссылка на источник должна быть. В противном случае кто-нибудь может стать автором вашей книги,пересказав текст и взяв ваши же картинки.

Если дело и дойдет рано или поздно до печатного издания, все необходимые ссылки на иллюстрации и благодарности, естественно, будут)

считаю, что жанр блога все-таки не научный, а больше популярный, и здесь можно обойтись без "формальностей"

если, конечно, авторов иллюстраций это устраивает.

Вроде на данный момент устраивает.

В свою очередь, не требую никаких ссылок к своим фото - мне это не нужно)

пока моя совесть в этом плане чиста)

Что касается ваших записок о досках - толково, местами забавно, для популяризации темы полезно. Иногда излишне вульгарно, но это по моим понятиям.
Как, кстати, поживает доска, похожая на варшавскую (сообщение от 23 июня на https://sites.google.com/site/rosfiremarks/doski-na-domah---poslednie-nahodki )

Спасибо за отзыв, Владимир)

Действительно, местами выходит вульгарно, но я не ученый, и пишу не диссертацию) в этих текстах - я, а я обычный человек, я часто ругаюсь матом и даже пью огненную воду)

я искренен в своих текстах (вы кстати еще не читали мои заметки о скитаниях по свету) с читателем, и читателя искренность, так сказать, подкупает. Никакого морализарства или т.н. общепринятых норм.

А по поводу популяризации - подобная моя деятельность более чем эффективна для продвижения идей и знаний, доказано уже)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account