Previous Entry Share Next Entry
Почему мы не уедем из Ярославля, или о цветочках
yanlev
- Что-то я подумал, что практически точно не хочу уезжать из России - сказал однажды мне мой друг Валентин.

- Как же так, Валентин? - читался немой вопрос в моих глазах. Выйдешь в засранный подъезд, на заплеванную бычками улицу, потом поедешь по раздолбанным дорогам, убивая машину и нервы, потом в тебя сзади врежется племянник прокурора, ты будешь виноват, почти посадят, но удастся дать взятку, продав квартиру, и отмазаться.

От всех этих событий потом прихватит сердечко, но скорая приедет через час, и будет поздно. Детишки будут обречены поступить в говенный российский ВУЗ, чтобы получить никому ненужное говенное образование, чтобы потом сидеть в офисе и принимать звонки.

На дальнем плане жизненной истории постоянно то льет дождь, то дубак, то изнуряющая жара, то завалило все снегом, который, конечно, не чистят.

Вот что читалось в моих глазах. Ты долбанулся, Валентин, что хочешь здесь прожить всю жизнь? Ты же уже старенький. А старикам здесь не место.

- Я стал верить, что всё изменится - ответил Валентин. Вокруг появляется слишком много людей, которые хотят что-то изменить, а главное, они меняют.

Я согласен с Валентином. Я тоже не хочу сваливать окончательно и бесповоротно. Я вообще, наверное, анахроничен, чувствую какую-то сильную душевную связь с Родиной, и которую никак, сука, не порвать, при всем желании.

Вокруг действительно все меняется. Это происходит незаметно, потихоньку. Одно цепляет другое. Ползучие изменения.

Самое главное, это изменения не во власти, не в экономике. Они происходят в сознании людей. А оно - основа всего. И власть, и экономика - это часть сознания, следствие, как говорится, какая башка - такая и экономика.

Я - сторонник "детализма". Любое целое состоит из миллиона частностей, неких деталек, кусочков паззла. Меняя эти кусочки, один за другим, можно собрать обалденно красивую картину, а можно полное говно. Такое, что жить не хочется.

Сейчас я хочу затронуть один такой кусочек паззла. Он на виду, заметен всем, и понятен всем. Я наблюдаю за этим кусочком много лет, и недавно стал участником его изменения.

Это.... ба-бам! ОЗЕЛЕНЕНИЕ УЛИЦ!

Неожиданный поворот. Дородный мужчина в первом ряду закашлялся. Смазливая девочка на галерке ахнула и потеряла сознание от избытка чувств.

Озеленение улиц - это очень важно. Это красиво, это нравится всем. Людям в красивом зеленом городе нравится жить, у них настроение лучше, чем в пыльном, грязном, засранном. В красивый зеленый город любят приезжать люди из других городов, они тратят тут свои денежки, возвращаются, советуют друзьям, у города становится хорошая репутация. В общем, идиллия.

Озеленение - самый простой и дешевый способ сделать любой город привлекательным, сделать его комфортнее для проживания. Не нужно столетиями строить шедевры архитектуры, не нужно вбухивать миллионы в брендирование и рекламу, не стоит годами делать "привлекательный инвестиционный климат". Деревьев и цветочков насажал - и уже на порядок приятнее всем. Одни плюсы.

Это понимали во все времена.

Моему городу Ярославлю повезло - здесь это понимали совсем недавно, в годы советской власти, и мы сейчас пользуемся плодами этого понимания.

Десятилетия у Ярославля был негласный статус "самого зеленого города на Волге".



Но последнее время городу Ярославлю везти перестало. Нынешнее относительное разнообразие форм озеленения - это лишь остатки былой роскоши, движение по инерции. Последние лет десять властям стало похрен на озеленение. Дорого это, типа. Баловство.

Поддерживается в относительном порядке лишь ряд ключевых объектов - парков, скверов, клумб. Почти нигде уже не оформляются цветочными композициями газоны, эти самые газоны и стригутся нерегулярно. Бордюрные клумбы вдоль множества улиц превратились в полоски вытоптанной земли. Никто уже и не помнит, что это вообще клумбы, и там когда-то было море цветов.

Волжская набережная. Оба газона, и на переднем, и на заднем плане, когда-то были полностью в разнообразных цветах. Было это не так давно - в 90-х годах. Сейчас газон хорошо хоть, что кое-как подстрижен:



Отрицательные тенденции в этом деле налицо.

А теперь о радостных переменах в этом "кусочке паззла" нашей жизни.

Появляется все большее количество людей, которым не насрать. Которые понимают важность этого крохотного, казалось бы, нюанса - цветочков на улицах. Которым самим теплее на душе от цветов, и которые, что немаловажно, готовы этим и с другими делиться.

Люди стали озеленять город сами.

Последние 2-3 года кашпо с цветами стали вешаться на навесы крылечек кафе, офисов, учреждений. Ящички с цветами все увереннее занимают позиции на фасадах зданий - как жилых, так и офисных. Люди САМИ стали озеленять свой город, одевать его в цветы. Пусть пока это спонтанно, пусть не столь масштабно, но главное - тенденция, главное - перемены в сознании.

Значит, в башке человека что-то происходит, раз он готов тратить свои деньги на подобные вещи.

- Так это барыги всякие цветы вешают, чтоб к ним клиент шел, а они на нем наварятся, капиталисты проклятые - звучит казалось бы логичный аргумент. На кабаке повесили цветочки - клиент и повалил.

Нет. Херушки. Российский клиент бухал бы в кабаке и без цветочков, потому что ему, российскому клиенту, в массе своей все равно, где бухать. Но вот некоторым людям почему-то стало не все равно. Они готовы тратить свои денежки на цветочки. Появилось большое количество людей, которое это оценило. И это хорошо.

Такая маленькая вещь, как цветочки, меняют окружающее пространство. Оно становится более комфортным, спокойным, радостным и теплым. В таком пространстве, в таком городе, хоть на толику, а становится приятнее жить.

Вот, казалось бы, обычная подворотня на площади Волкова. А повесили цветочки - и совсем другой коленкор:



Улица Трефолева с висящими цветами на крылечках выглядит радостнее:



Чем та же улица с крылечками без цветочков:



Жилой дом, два идентичных балкона. Это наглядная картинка, "жизнь с красками, и без":



Так же и целый город. С цветами, яркими красками - классно, а без - уныло и тоскливо.

Все больше людей понимает это. Цветочки сажаются не только для себя, но и для украшения фасада дома, а то и целой улицы:



Редчайший пример вертикального озеленения на улице Андропова. Новодельный особняк смотрится в исторической застройке органичнее и приятнее со стеной зелени:



Летнее кафе с цветами на переднем плане смотрится гораздо живее и теплее, чем кафе на дальнем, хоть оно и берет своей яркостью:



Цветы - это на уровне психологии. Мало кто сможет по полочкам разложить, почему ему на одной улице приятнее находиться, а на другой - не совсем. Один из таких нюансов, если покопаться - наличие зелени и цветов.

Именно поэтому улица Кирова - одно из мест, где нравится многим. Помимо массы других факторов, одна из причин - больше количество цветов вокруг:



Даже на центральном рынке активировали старые советские клумбы-вазоны, и входная арка с барахлом стала выглядеть хоть на толику, но уютнее:



Мимо таких клумб пройдешь - особо не заметишь, но на уровне психологии здесь пройти комфортней, чем по другой улице, где таких клумб нет.



Подобная логика применима и к городам.

Побывать в городе со множеством клумб гораздо приятнее, где таких клумб лишь парочка, и те все обоссанные.

Все большее количество владельцев кафе украшает входы в свои шалманы живой растительностью:



Даже широко известная в узких кругах закусочная у Центрального рынка "Ярославна" (она же "Жопа-3"), этот последний из могикан, и тот понимает важность цветочков:



Хиленько, но контраст с соседним, полностью идентичным навесом, налицо. На одном есть цветы, на другом нет. На ком это нет? Давайте заклеймим, в наше время, да без цветочков, фу, фу:



Они еще живы что ли?

А теперь плавно перейдем к следующему этапу.

Давно и отчетливо понимая важность мелочей в своей жизни, и в жизни города в целом, было бы странным, если я бы со своим шилом в заднице остался бы в стороне.

Давным давно я замыслил внести свой посильный вклад в дело "зеленой инициативы снизу". Я тоже хочу жить не в унылом говне, а среди цветочков. Я тоже хочу, чтобы людям было теплее, когда они проходят мимо моего кусочка паззла.

В том году в силу объективных причин мои инициативы потерпели крах, осталась лишь куча благородного высококачественного компоста и множество ящичков для цветов. А там и зима началась.

Это минус - зелень радует наш глаз и дарит комфорт лишь 5-6 месяцев в году.

Но с началом нового сезона я с лихвой компенсировал прошлогодние лишения.

Как многие знают, а многие и не знают, я тружусь в центре города, на улице Революционной, рядом со Спасо-Преображенским монастырем.

Здесь один двух-трехэтажный XIX век, изредка разбавленный пристройками 1930-х годов.

Вот так выглядел фасад здания нашей конторы. Хоть и 19 век, а не очень выразительный:



Я решил его весь озеленить.

К сожалению, со сплошным вертикальным озеленением у нас в городе вряд ли кто-то справится, да и разориться можно. Решил просто в каждое окно натыкать кадки с цветами, а сверху по фасаду пустить кашпо на кронштейнах.

На навес чугунного крыльца - само собой.

Поскольку времени мало, а руки из жопы, я решил это дело доверить профессионалам.

Набрал в поисковике "Ландшафтные работы" и "озеленение".

Контор - до жопы. Десятки. Это подтверждает спрос.

Как и в любой другой сфере, у нас все любят и умеют работать. Кругом кризис, все мало зарабатывают, идет отчаянная борьба за каждого клиента.

В общем, обзвонили штук шесть контор. Четыре из них - полные упыри, лыка связать не могут, "надо считать и думать" - это самый адекватный ответ на довольно точный запрос.

В "Горзеленхозе" работают самые эффективные менеджеры. "Пишите заявление на имя директора, мы рассмотрим и дадим ответ". Отлично. Да здравствует созданный волей народов.

Лишь в одной организации нашлась смекливая дама, которая сразу же примчалась на предполагаемый фронт работ и быстро выдала расклады. Она и получила заказ.

Я даже стал разбираться в растениях. Как отче наш я теперь знаю, что "бархатцы - это осенний цветок", а "настурция - очень агрессивная тварь".

В итоге первый этаж заняли ящички с миксом бархатцев и "настурции ампельной":



На втором поселилась петуния.

Кто поселился в кашпо, я до сих пор не знаю, но кто-то красивый.

В общем, теперь фасад выглядит так:



На крылечке, кажись, тоже повисла ампельная петуния:



Вид с другой стороны:



Здание стало гораздо приятнее смотреться с бульвара на Революционной:



И так было красиво, а щас ваще:



Почти весь этот квартал - это застройка "сплошной фасадою", как написали бы раньше, белые здания с довольно невыразительными лицами. Мало деталей.

Теперь наш, самый невыразительный фасад, смотрится ярким пятном:



Моя старинная отреставрированная страховая табличка между окнами моего кабинета, получила эффектное обрамление:



В общем, я доволен.

Теперь и настроение поднимается, когда идешь на работу, и не только у меня. У фасада начали фотографироваться туристы, особенно отечественные. Одни плюсы.

Минусы только по баблу.

Но как раз таки огромное преимущество цветов - они под силу каждому, они могут обойтись вообще бесплатно.

Ладно я, у меня мало времени, кривые руки, мало знаний об агрессивных настурциях. Я готов заплатить. Но ничто не мешает каждому сделать то же самое бесплатно, или почти бесплатно.

Вывесить на свое окно кадку с цветами или выставить горшок - это не сложно.

Именно это я и хочу донести.

У каждого из нас есть друзья, знакомые, которые работают или живут на первых этажах. Сколько окон каждый может оформить? Сколько хорошего настроения он может обеспечить себе и людям? Цветы - самый простой способ сделать это. Пусть ненадолго, пусть на несколько месяцев.

Приятно сказать самому себе - я сделал это сам! Я вношу свою лепту. Это и есть моя теория "детализма".

Если каждый ярославец выставит в свое окно красивый цветок, у нас будут сотни тысяч красивых фасадов домов. У нас будет зеленый город.

И это уже не зависит от власти, не будет виноват плохой мэр или плохой президент. Зеленый город зависит от нас. Как и многое другое.

Все больше людей понимает это, и делает. Цветочки - это мелочь. Но та мелочь, которая показывает перемены в сознании.

Я их фиксирую и в своей башке - еще пять лет назад я хрен бы потратил деньги на такое. Теперь я понимаю - это важно. Это позитивная среда, хорошая атмосфера. На работу приходишь, видишь яркие краски - и душа становится поярче, и работается веселее. И людям немного, а приятнее.

Это здоровый эгоизм. Теперь вид из моего кабинета выглядит так:



Сложно пребывать в унынии с таким видом.

Вот что имел ввиду Валентин в начале моего рассказа. Перемены идут в башках. Идут и в моей, и в его, и в вашей. Медленно, но идут. Через десять лет кинуть бычок на улицу будет западло, я уверен. Они, эти перемены, невелики, незначительны, но они вокруг нас. Они позитивны. Потихоньку они меняют и внешнюю среду. Потихоньку меняются и другие, не менее серьезные, процессы.

Это важно.

Поэтому мы с Валентином и не хотим уезжать) Оптимизм, цветочки)

Спасибо, что были с нами

Любите свой город, он того заслуживает,

Ну и конечно же,

пока)

  • 1
не знаю насколько это влияет на общий вид моей стандартной 9-ти этажки, но в прошлом году фасад своего балкона украсил "ящиками" с петуньями. своими силами, думал с перфоратором выпаду,но зато недорого))) теперь с женой только идет борьба петуньи vs бархатцы))петуньи пока побеждают.
уповаю, уповаю что примеру нашей семьи ну хоть кто-нибудь последует, но пока...(

последуют... обязательно

у тебя же в голове откуда-то появилась мысль повесить цветочки) ты же как-то появился в этой девятиэтажке) это - не случайность. Это - тенденция)

ачо, поливать нужно? на зиму снимать?

поливать нужно, если дождей нет.

на зиму - снимать. По весне - сажать снова.

добро пожаловать в огородники)

Ян!
Не сердись - перепостил!
Сам из "частного сектора", у нас зелень и цветы не переводится.
Начали со своего участка и прилегающей площадки. А теперь соседи соревнуются - у кого зеленее и веселее. За 10 лет раойнчик из 10 домиков преобразился. Изчезли вечные кучи стройматериалов, разравнялись площадки, все приобрели газонокосилки, перед воротами клумбы.
Но мысль очень правильная - надо начинать с себя! А остальные подтянутся...

спасибо. Подтверждение моих мыслей и уверенность в правильности действий)

А у меня из клумбы под окнами высаженные цветы выдирают на следующий же день. Дочь высаживала уже дважды, ни разу не просуществовали больше 24-х часов. Даже знаем - кто. Пока не пересеклись, так что думаю, что сказать.

надо бороться... ловить, объяснять, снова сажать, ограждать) ни в коем случае - не сдаваться)

Вот прямо молодцы все :) Сейчас живу в частном доме, но два года назад жил в доме вполне себе многоэтажном и староста дома во дворе разбила отличный садик. По первости там и цветы рвали и топтали, а потом видимо сработала "теория разбитого стекла". Сейчас там все благоухает. Очень правильное замечание по поводу озеленения.

украсьте свой частный дом лучше всех)

тут налицо машина времени
хочешь сразу дальнее будущее (+100 лет) - едешь за бугор
хочешь чутка в будущее (+15) - едешь в Мск
можно в настоящем
прошлое (-50 лет) - ехать в устьзажопинск

все, что с + варианты - платные, т.е. будешь платить, геморроем, неудобством и.т.п.
всё, что с - варианты - тебе приплатят, хату продашь, будешь в деревне нихуя не делать и бухать

изменения есть, это гуд
я 3 года говном плевался в ЖЖ, вероятно это мой микровклад, так в общем что я рад

(цветочки в этом году тоже сажаю, прям синхронизм какой)

великолепно, и про цветочки, и про микровклад)

гармония, видимо?)

дороговата гармония
скажем, пихта корейская, 6500 за саженец
тут сад получается дороже дома

>Перемены идут в башках. Идут и в моей, и в его, и в вашей. Медленно,
>но идут.

перемены идут, но в разные стороны, Ян. и в плюс и в минус. кто больше с какой средой контактирует, и все видят разное.

см напр. первые комменты izzi на форуме, и напр. пост вчерашний http://bogushevich.livejournal.com/258255.html

причем уж Богушевич-то контактирует с весьма позитивной средой. вот.

ну, кроме объективности, все зависит и от характера человека

в одной и той же картине кто-то видит больше хорошего, кто-то больше плохого

кто-то оптимистичнее, кто-то пессимистичней, все это логично

Прекрасно!
Одобряю, поддерживаю, аплодирую!!!
успехов ))

Ян, всё же, вам надо заниматься политикой :) Вот осенью будут выборы в городскую думу, уверен, у вас все шансы избраться...

Супер

(Anonymous)
Блин, как классно!! Это отличная мысль!! Поставлю бетонную клумбочку у подъезда!! У меня это было в голове, несформулированное)))

У нас на открытом балконе хрущевки- у единственных- была такая вот красота ампельная. А еще мне повезло раздобыть пеларгонию какого-то нереально тропического оттенка. Мы оттуда давно съехали, в моем временном жилье по ряду причин цветы держать почти нереально, но как будет свой дом, сразу обзаведусь! Пока мои "питомцы" квартируют на утепленном балконе свекрови.
Вот точно- за что мне всегда Ярик казался таким нереально прекрасным, по сравнению с другими - ВСЕМИ другими городами? Ага, клумбы! У ТЮЗа, на стрелке, в палисадниках на Пятерке...кста, мне кажется, или на набережной все-таки всегда была именно трава, а клумбы появлялись ближе к стрелке?

сейчас с этим похуже. Клумб все меньше. Но в целом красоту Ярославля никто не отрицает)

газоны на набережной

(Anonymous)
ян у вас нет фотографий как выглядили газоны на набережной когда на них были цветы - может коллективное письмо на зеленхоз на следующюю весну подготовить? я бы присоединилась.

Re: газоны на набережной

К сожалению нет. Сам бы рад, но увы. Тоже готов поучаствовать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account