Previous Entry Share Next Entry
О деньгах и теории Голубых Океанов
yanlev
Оглянувшись назад, очень интересно и любопытно оценивать свои собственные действия с позиции себя нынешнего. Ну, с нынешним уровнем знаний, с накопленным опытом, с современным взглядом на вещи. Это ощущение знакомо каждому.

Ну, вот тогда, в студенческой общаге думал по утру сделать предложение Арбузовой Ленке – но не сделал. И правильно. Тебе тогда казалось, что это случайное решение – ну, не сделал, потому что не хотелось. Но спустя 10 лет ты обчитался всяких книг и ты точно знаешь – это у тебя критерии принятия решений на уровне, а скорость их принятия – высокая. Быстренько взвесил все плюсы, все минусы, быстренько ответил себе на вопрос – а зачем это надо?, представил себе Арбузову Ленку в фартуке у плиты, и быстренько готов ответ: НЕТ.

Еще, правда, можно считать, что это тебя мудро направил, заставив принять решение, великий индуистский бог Говинда, ну да это зависит от того, какие конкретно книжки ты читал за последние 10 лет.

Вот так же и у меня. Анализируя те или иные события, те или иные решения, некогда казавшиеся тебе случайностью, теперь ты понимаешь, что они весьма логичны и даже вписываются в некие системы, попадают под некие общие законы.

В данном случае речь пойдет о вечном – о денежках. О лаве. О баблище. Как угодно.

Обернувшись назад, и посмотрев на череду всех своих так называемых «случайностей», я понимаю, что в общем-то, все события в этой сфере в той или иной степени обязаны моему взгляду на мир в целом. И зарабатывание денег, в общем-то, вписалось в жизнь точно так же органично, как и мои увлечения, как и путешествия, как и чтение книг, так и их написание.

По итогу я выделил две главных составляющих, благодаря которому мои дела пошли именно так, а не иначе. Это

1) Мое извечное желание в первую очередь отвечать на мои любимые вопросы «зачем?» и «почему?»

и

2) Моя способность замечать что-либо, какие-нибудь мелочи, там, где большая часть людей ничего не заметит.

А теперь приступим к конкретике. Я с детства любил задавать вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?», «как это работает?», ну и так далее. Объединить можно общим вопросом «почему?» - он самый емкий. В основе лежит природная любознательность и вечное желание расширить кругозор.

Деньги не были исключением. Было бы странным не задавать аналогичные вопросы в деле их зарабатывания. Откуда берется та или иная продукция? Почему вот эта штука сейчас востребована, а эта нет? Кому выгоден тот или иной процесс? Как это работает? Зачем люди суют ноги в емкость с водой, где их ноги кушают рыбки? Почему едва ли не самый популярный в мире шоколад Hershey’s в России днем с огнем не найдешь?

Интересно же. Любопытно.

Тысячи вопросов можно задать к одному маленькому простому предмету. Ну вот например, у меня сейчас на столе лежит обычная шариковая ручка. Ну лежит и лежит. А теперь давайте попробуем позадавать к ней вопросы.

Как она попала к вам? Вы её купили в киоске? Почему именно в этом, а не в том? А может, ваша организация закупила? У кого? Почему именно там? Вам её подарили? Зачем? Просто так? Рекламная акция?

За сколько она вам досталась? А как вы думаете, какая у нее себестоимость? Где осела разница? Где она произведена? Китай? Как попала к вам? Как её везли? Морем, сушей? Сколько стоит транспортировка одной ручки? А может, её выгодно сделать здесь? Что вообще нужно, чтобы произвести ручку? Из каких частей она состоит? Стержень делается на отдельном производстве, пластмассовый корпус на другом? Или все вместе? А стержень тоже состоит как минимум из трех составляющих – пластиковый корпус, железный пишущий кончик, и собственно чернила. А из чего делаются чернила? Химия? Кто их производит? Где? Пластиковый корпус ручки – как производится, с помощью форм? Он синего цвета, значит, не обошлось без химического красителя. Где он произведен, как попадает на производство пластиковых корпусов?

Далее, простейшая ручка также состоит минимум из трех частей, включая стержень. Как они собираются воедино? Специальный ручкосвинчивающий аппарат? Такие вообще есть? А как выглядит? Где делают аппараты? Как не делают? Почему? Может, самим разработать и произвести? Ручки собирают вручную? Кто? Где? За сколько? Как можно усовершенствовать труд этих людей?

На ручке есть надпись. Как её нанесли? Кто? Где? Какая технология? Сколько стоит выполнение одной надписи? Откуда взялся прибор, который наносит надпись? Как он, черт побери, называется? Может, наносить вручную будет дешевле? Или интересней и привлекательнее с точки зрения потребителя?

А сколько ручек вы в среднем тратите в месяц? А ваша организация? А ваш город? А как это посчитать? Сколько составляет интересующий вас рынок ручек в штуках? В деньгах? Ах, сто миллионов? А сколько вы говорите, себестоимость ручки? Три копейки? Тогда у кого осели 95 миллионов? Почему именно у них? Почему больше никто не предлагает ручки?

Ну и так далее, наверное, хватит уже, этак можно увлечься.

При ответе на любой из этих вопросов всегда есть шанс найти что-то интересное. А если не получилось – возьмите следующий предмет рядом, вон карандаш хоть что-ли.

А теперь следующая фишка. Как мы видим, великое множество вопросов можно задать к простому предмету – ручке. Но ручка – она есть у каждого, она лежит на столе, она на поверхности, она проста и доступна. Следовательно, надо быть готовым к тому, что не вы один задаете вопросы к ручке. У вас есть конкуренты, вероятно, более смышленые, образованные, богатые, в общем, обладающие изначальным стартовым преимуществом. И чтобы добиться успехов, и добыть денег из ручки, надо будет биться, и биться серьезно.

Также и с другими вещами. То, что на поверхности, те ниши, сферы, рынки, от которых пахнет деньгами – они перенасыщены конкурентами, потому что глаза есть у всех. Другое дело – то, что не на ладони, то, что скрыто, или изначально кажется большинству малопривлекательным. И здесь-то и включается второе мое качество – умение заметить мелочь, распознать в полном говне благоухающую лилию.

Эта моя особенность находит свое применение, естественно, в первую очередь в увлечениях, ну и собственно, опять-таки было бы странным, если бы я само свое я, часть своего характера и видения мира, не применил и в вопросе зарабатывания на хлеб себе и окружающим.

Люди зачастую не видят дальше того, что у них перед глазами, не видят дальше того, что им показывают. Отсутствие ли это широкого кругозора, или отсутствие тривиальной любознательности к миру, который их окружает – это тема для отдельного разговора, вернее, целого исследования. Не будем отвлекаться, просто зафиксируем это как факт.

Это сплошь и рядом – как люди не видят красивой таблички конца XIX века, которая висит на стене дома, мимо которого они ходят на работу и с работы каждый день, так они не видят и массу возможностей, которая перед ними открывается. Хотя, казалось бы, достаточно поднять глаза от тротуара и посмотреть на стену.

На свете есть миллионы вариантов того, чем можно заняться человеку. Добрая половина из этих вариантов в состоянии одновременно приносить доход. Порой эти варианты настолько кажутся абсурдными и нелепыми, что даже в наркотическом угаре не может придти в голову, что это вообще может принести хоть копейку. Да и представить «это» тоже невозможно, пока не ткнут носом, ну или сам случайно не нароешь.

Сотни раз за свою жизнь я слышал от самых разных людей – «никогда бы не подумал, что то, чем ты занимаешься (а занимался и занимаюсь я немало чем) может принести хоть что-то», ну или традиционное, классическое «по-моему, это какое-то говно».

Значительная часть людей идет заниматься бизнесом на те рынки, где деньги лежат на поверхности. Недвижимость, строительство, сфера услуг, открыть кафе, парикмахерскую, магазин, торгующий чем-либо, автосалон, такси, торговля воздушными шариками и поролоновыми ушами. В общем, это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, то, что видно глазу, что можно потрогать, пощупать, то, что на слуху.

Некоторые из этих рынков очень высокодоходны, ну то же строительство, например. Но, повторюсь, занимаясь подобным, нужно понимать, что вы столкнетесь с тысячами, сотнями тысяч конкурентов, которые дерутся за свой кусок пирога. И вы должны быть к этому готовы, у вас должны быть конкурентные преимущества, а что это – миллиарды стартового капитала, папа в администрации области, или невероятная интуиция – дело второе. К сожалению, у большинства отечественных бизнесменов конкурентных преимуществ немного, отсюда и большой процент неудач.

У меня тоже не было никаких преимуществ. Я начинал заниматься бизнесом вообще без ничего, с нуля рублей, без связей, без должного образования, знаний, ну одним словом – без ничего. В такой ситуации, конечно, лучше занимать те ниши, которые не лежат на поверхности. Каждый ищет эти ниши по-своему. Кто-то эмпирическим путем, постоянно экспериментируя, терпя неудачи, занимаясь всякой казалось бы дурью, вроде разработки и издания книжек с оригами на татарском языке, но рано или поздно находя более-менее доходную сферу. Кто-то предварительно тщательно анализирует подобные рынки, на которых нет или очень мало конкурентов, проводит предварительную подготовку, все просчитывает, и лишь потом начинает действовать. В любом случае, все это – время, и немалое. Мне же помогли два свойства, которые я описал выше.

Когда все начиналось, на рубеже 90-х и нулевых, больше всего мне нравилось смотреть газету «Из рук в руки» - интернет был в зачаточном состоянии, и газета неплохо отражала состояние дел в экономике и обществе города. Мне нравилось искать какие-нибудь любопытные объявления со спросом на что-либо, и пытаться понять, зачем это людям надо. Например, зачем какой-то мужик покупает швейные машинки «Зингер» десятками? Почему кто-то скупает барсучье сало? Откуда оно, черт побери, вообще берется, кто-то барсуков что-ли выращивает у себя в однушке? В каких целях люди приобретают советскую мелочь килограммами? Какое место в какой-то пока мне неведомой бизнес-цепочке занимают люди, которые нанимают других людей склеивать почтовые конверты на дому?

Все это очень интересно, и за каждым вопросом стоял какой-то небольшой, но свой рынок, тихий и неприметный, на первый взгляд почти абсурдный, но раз кто-то этим занимаются, значит, не просто так. Это интересно, это выгодно.

При мыслях о тех порах, как раз на тему невероятных рынков, которые находятся в тени, я люблю вспоминать один пример.

Во время своих таких традиционных головоломок с газетой «Из рук в руки», я вдруг заметил объявление, что какой-то мужик в Москве скупает обычные значки. Ему не важно - какие, какой материал, какого периода, какой формы, ничего не важно! Есть такса – один значок, кажется, стоил 50 копеек. Было бы логично, если бы значки приобретал коллекционер – но тогда ему нужны были определенные виды, он должен их как-то отбирать, а тут берут все подряд, хоть десять тысяч одинаковых. Вероятно, их могли скупать на редкий цветмет – но тут брали даже пластмассовые, любые, хоть деревянные! Тогда зачем они нужны мужику? Ест он их что ли?

В деревенском доме у нас валялся целый мешок одинаковых значков с какого-то ярославского завода, маленьких, но тяжелых. Более четырех тысяч штук, что ли. Откуда взялись – никто не знает и не помнит. Ну, я созвонился, дело для обычного студента, кем я и являлся, намечалось вроде прибыльное, и я поехал на перекладных электричках в Москву. Со своим супер-мешком, который много лет провалялся в говне.

Встретились на Мосфильмовской улице на автобусной остановке, подкатывает машина, выходит мэн, смотрит на мой мешок, небрежно спрашивает – сколько здесь? Я говорю – мол, столько-то тысяч. Он, не пересчитывая, отслюнявливает мне девяносто долларов. Сумма для студента тех лет очень внушительная, как сейчас помню, стипендия моя тогда составляла 200 рублей, или примерно семь долларов.

Поскольку сам я ответить на свой любимый вопрос «зачем?» на этот раз оказался не в состоянии, я задал его человеку. Он вкратце объяснил, не вдаваясь в детали, наверное, мой вид не предполагал во мне серьезного конкурента в его уникальной нише.

Как оказалось, он занимается тем, что создает некие подарочные сувенирные книги с отечественными значками, в каждой – несколько сотен штук. Сувенирные книги на ура за хорошие суммы уходят иностранцам, для которых подобный подарок – большая экзотика, не банальная, но очень красочная и информативная – ведь в самых разнообразных значках собрана вся советская жизнь – космос, города, заводы, спортивные разряды, звания, знаки отличия, памятные даты, да тривиальные ударники труда и пионерские значки с серпами-молотками. Помимо традиционного впаривания в качестве сувенирки туристам, подобного рода продукция была очень востребована как солидный подарок иностранным деловым партнерам от местных компаний и предприятий, плюс какую-то часть он отправлял на экспорт и продавал зарубежом, в общем, дело шло на тысячи штук и было успешным.

Не, ну такое же даже в страшном сне не может присниться. Какая недвижимость? Какие кафе? Какая оптовая торговля стройматериалами? ДЕЛАТЬ СУВЕНИРНЫЕ КНИГИ ИЗ СОВЕТСКИХ ЗНАЧКОВ И ПРОДАВАТЬ ИНОСТРАНЦАМ. И ни одного конкурента во всем мире.

Из современности же мне очень нравится приводить в пример обычные больничные бахилы. Вот тоже кажется – херь херью. О бахильном рынке не слышал никто. Однако, сразу же можно обратить внимание на несколько любопытных моментов. Однажды, просидев пару часов в больничке, я от нечего делать считал, сколько людей приобрело бахилы. Оказалось – несколько десятков. За два часа и только в одной из больниц. Теперь посмотрим на среднюю цену одной пары бахил в аптеке или в специальном бахильном автомате. Кстати, кто делает эти автоматы, где? Как? Ну и так далее по списку вопросов. Средняя цена составляет пять рублей. У здравомыслящего наблюдательного человека в голове сразу возникает вопрос – почему так дорого? Ну не может кусок синего целлофана стоить пять рублей.

В отличие от 90-х годов, сейчас под рукой интернет, запрос «бахилы оптом» - и сразу же куча предложений, средняя цена – 40 копеек. По опыту, при нормальных объемах будет 30. Если производить самому – еще дешевле. Тем не менее, возьмем за среднюю себестоимость продукции тридцать копеек. При розничной стоимости в пять рублей – накрутка идет в 16 раз. 4,7 рублей из 5 с одной пары оседает где-то у кого-то. У кого? Где? Почему не у вас?

Многие слышали о нефтяных королях, о банковских магнатах, о том, что «этот человек поднялся на туризме» или там на «алкоголе». Но никто не слышал о бахильных королях, хотя ведь 4,7 рублей с каждой из тех сотен тысяч пар, что продаются каждый день в десятках тысяч учреждений по всей стране, где-то оседают. Ежедневно.

Это он – Голубой Океан и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Бахилы ведь такие голубые.

Употребив этот термин, имеет смысл наконец закончить ту мысль, с которой я начал эту главу. Все твои действия, даже если они кажутся случайными, имеют некую закономерность и когда-то кем-то уже были осознаны, расписаны и описаны. В данном случае мы имеем дело с т.н. «Теорией Голубых Океанов». Авторы этой теории называют голубым океаном ту рыночную нишу, которая находится не на виду, ту, которую другие люди в силу каких-то причин не могут занять (как правило, банально не видят). И твой корабль бороздит просторы этого самого Голубого Океана просторно и вольготно, лишь изредка встречаясь с другими кораблями (если они вообще в нем есть), да и то, лишь затем, чтобы расплыться в стороны – ведь океана хватает на всех.

Голубой Океан авторы теории противопоставляют Алым Океанам – их воды красные от крови конкурентов, которые постоянно дерутся между собой, там тесно, там идет борьба не на жизнь, а на смерть.

В книге про теорию голубых океанов приводится немалое количество конкретных примеров, а также способы, как можно искать эти самые океаны, да более того – их можно создавать самим, потому что в существовании голубых океанов тоже есть свои закономерности.

Красивый пример приведен про всем известный цирк Дю Солей – классический Голубой Океан. Смысл в чем – всегда существовало цирковое искусство и искусство театра. Никому в голову не приходило их смешивать. Это были и соответствующие рынки. Цирк на протяжении всего XX века загибался, и репутация у него была и остается на уровне «недорогой развлекон для детей с клоунами и попкорном». Создатели Дю Солей решили создать принципиально новый жанр на границе театрального и циркового искусства, полностью изменив подачу и свою целевую аудиторию – теперь это не небогатые родители с детишками, которые приходят посмотреть на медведя на велосипеде, а обеспеченные граждане, которые идут посмотреть на единственное в своем роде театрально-цирковое шоу-представление, равного которому нет во всем мире.

Итог известен – цирк Дю Солей создал свой Голубой Океан, и стрижет купоны по всему миру при почти полном отсутствии конкурентов. Точно так же, к слову, мужик зарабатывал деньги на советских значках для иностранцев, у него был тоже свой мини-океан.

Почти вся моя деятельность, мой взгляд на вещи во многом попадают под теорию Голубых Океанов. Будучи лишенным изначальных стартовых преимуществ, и имея в своем распоряжении лишь небанальный взгляд на мир, его то я и использовал для поиска этих самых свободных, или почти свободных ниш, этих самых Голубых Океанов.

Так и начался один из первых моих относительно серьезных проектов, на котором удалось сколотить деньги для реализации следующих. В 2002 году, в московском метро на красной ветке, я увидел некое забавное объявление, решил копнуть глубже, и в итоге нашел любопытную нишу с рентабельностью в сотни процентов. А главное, в своем городе я вообще был первым.

Почти у любого Голубого Океана есть свойство – он рано или поздно становится Алым. Конкурентов много, а такие океаны ищут все. Одни рынки перенасыщаются игроками, другие тривиально схлапываются. Так спустя пару лет произошло и в моем случае, а следовательно, тема уже неактуальна и в следующей главе можно будет озвучить подробности. Это уже История.

  • 1
мысль интересная.. идея для бизнесс тренинга.. Ян ты не стал олигархом случайно? хорошее начало для мемуаров)

нет... не стал... не хочу)

и правильно.. Природа поддерживает некий баланс.. Кому сваливается богатство - обычно компенсируется негативом..

да, верно. За все нужно чем-то платить, в том числе и за богатство.

Познавательно

Второй раз за месяц!

Янчик! Практически безупречно по литературному стилю. Ты написал без обычных "шалостей" и пр. и хорошо! Поздравляю.
Если хочешь мелкие детальки - Скайпом.

Re: Второй раз за месяц!

спасибо) пока идет, надо писать)

шалить все равно буду)

Классно написано, и лишний раз подтверждает собственные мысли) Свои океаны, к слову, не найдены пока...
Почитаю с удовольствием продолжение.

искать такие океаны - это же не единственное средство или же цель... просто одним это больше подходит, нежели другим, и один из них - я

для многих хороши другие способы

Ян!
Спасибо!
Шедеврально (для меня).
Ну. я всегда восхищалась Твоим путём и Тобой в целом.

Мой муж рассказал мне про "голубой океан". наверно Вы могли бы найти общий язык.

Привет Тебе от моей мамы!

У меня каша в голове.

За статью спасибо, а будет еще?

спасибо... рад слышать) маме привет)

что за каша? непорядок

напиши

Классно :) крыса из нержавеющей стали style

нет ли в желании искать незанятые рынки человекофобии и конкурентофобии?

может лучше конкурентофилии?)

очень здорово!
но помимо идеи еще часто нужна смелость окунуться в новый океан :)

ну это само собой, равно как и ряд других качеств

какое-то подобие практического интереса все мои тексты подобного плана могут представлять лишь для людей, которые хотят заниматься своим делом

это меньшая часть людей, а для большей подобное - для интереса, для расширения кругозора, не для практики)

Ну и почему же едва ли не самый популярный в мире шоколад Hershey’s в России днем с огнем не найдешь?

Да, ты все правильно написал. У меня были похожие мысли и такие же взгляды на мир. Тут только многое зависит от врожденных качеств: есть люди, у которых талант делать деньги, причем из воздуха без всяких связей, а есть умнейшие люди, которые систематически терпят крах в бизнесе. У кого какой склад ума, я без труда осилил три иностранных языка, когда большинство моих знакомых до сих пор и одного выучить не могут, зато никогда в жизни не понимал точные науки, до сих пор с трудом в уме считаю :)) Так и в бизнесе

  • 1
?

Log in

No account? Create an account