Previous Entry Share Next Entry
Похождения рельса князя Белосельского
yanlev
Ну наконец-то. Удача улыбнулась мне. В конце ноября сделана одна из самых интересных находок 2009 года. Мне был известен тот факт, что в эпоху зарождения и становления сталелитейной промышленности заводчики очень любили помечать свою продукцию, и в первую очередь, конечно же, железнодорожные рельсы. Вечная реклама.

При возможности я шакалил по старым железнодорожным полотнам в черте Ярославля, пытаясь углядеть заветный дореволюционный штамп, но тщетно. Рельс много, а Ян один.

Удача пришла откуда не ждали. В районе станции Филино, что Заволгой, на улице с волнующим душу названием "Алмазная", из земли торчит пасынок - опора столба. Столб был деревянным, быстро погиб, а вот его пасынок представлет собой аккурат железнодорожный рельс и теперь торчит из земли в гордом одиночестве.

На рельсе том заводское клеймо: К.З. КН. БЪЛОСЕЛЬСКАГО XI МЦА 1891 ГОДА



Экстаз. Феерия.



Расшифровка надписи оказалась не менее увлекательным делом.

XI МЦА 1891 года - тут всё понятно. Рельс выпущен в ноябре 1891 года. Но где? А в этом нам поможет имя собственное - Белосельский. Князья Белосельские-Белозерские - очень известная в Империи фамилия, оставившая после себя наследие в виде известнейшего дворца Белосельских-Белозерских у Аничкового моста в Петербурге. Как оказалось, оставили князья после себя не только дворец, но и этот штырь в Заволжском районе г. Ярославля.

Дело в том, что фамилии принадлежали крупные заводы на Урале в местечке Усть-Катав.

Таким образом, аббревиатура полностью расшифровывается как КАЗЕННЫЕ ЗАВОДЫ КНЯЗЯ БЕЛОСЕЛЬСКОГО.

Немного истории:

" Город Усть-Катав Челябинской области основан в 1758 году при впадении в реку Юрюзань её левого притока Катав именно как железоделательный завод. Его построили симбирские купцы Иван Твердышев и его зять Иван Мясников. Первоначально предприятие при устье Катава представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань, железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Позже эти заводы по наследству достались дочери Ивана Мясникова, а затем его внучке, которая в 1810 году вышла замуж за князя Белосельского-Белозерского. Эта влиятельная семья и владела заводами вплоть до революции 1917 года.

Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов сбывалась главным образом в Центральной России и Поволжье. Туда она до начала 1890-х годов сплавлялась с Усть-Катавской судовой пристани по рекам Волго-Камского бассейна. Продукция, не распроданная внутри страны, шла за границу. Так, её охотно покупали английские купцы. В 1862 году оба завода демонстрировали свою продукцию на всемирной Лондонской промышленной выставке.

Катавская сталь отличалась высоким качеством благодаря использованию природно-легированного чугуна. На Катав-Ивановском заводе имелись рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатный станы, закупленные в Бельгии. Производство рельсов началось в мае 1879 года, и вскоре они стали основной продукцией завода."

Ну как тут не представить в красках историю этого куска металла - его рождение в огне на юге Урала, у слияния глухих далеких рек Юрюзани и Катава, погрузку на пристани на баржу, долгий путь до Камы и потом вверх по Волге, разгрузку на ярославских пристанях, долгую исправную службу на Северной Железной Дороге, демонтаж, и новая жизнь в виде опоры столба.

Складная биография стального труженика... складная, да не совсем. Обойдем рельс с другой стороны, а там... бонус:



3 л. Ч.Ж.Д.

Ничего, кроме Читинской Железной Дороги, мне обнаружить не удалось.

Рельс, ты где шлялся?

У истории есть и продолжение. Поскольку место находки было глухое, а любители металлолома последние полтора года особенно актвизировались (удивительно, как рельс не был спилен за эти десятилетия), то было принято решение спасать достояние республики, вернее, монархии.

Через день после находки к месту дислокации рельса подъехали четыре дюжих молодца с ломами, и трехметровое детище князя Белосельскаго было извлечено из земли. Любопытно, что под землей на рельсе обнаружилось еще одно аналогичное клеймо, в гораздо худшем состоянии - всё-таки в земле был. Рельс доставили на базу, где его и распилили газом на три части - весил он центнер, носить че-то тяжело, поэтому оставили только клейма. Верхнее, наземное клеймо, прекрасной сохранности, было мною очищено, напидорасено до блеска, и натерто графитовой смазкой ШРУСом - для вечной сохранности и лучшей читабельности.

16 декабря в Ярославском Музее-Заповеднике, в здании постройки аж 17 века, также известное как "Слово о полку Игореве", была открыта выставка "Ярославские Детали" по мотивам моей книженции. Рельс идеально вписался в семнадцативековую нишку. Как жил тут.





После окончания выставки в феврале 2010 года, рельс с богатой судьбой перекочует, по всей видимости, в наш приватный музей "Мой любимый мишка", где, надеюсь, князь Белосельский и обретет, наконец, покой.

  • 1
наши поздравления!
хабар - что надо )

Поздравлямс, кто ищет как говорится то всегда найдет.

Константин Ощепков

(Anonymous)
Очень интересно было почитать. Посмотрите на мои находки рельсов Белосельского здесь http://fotki.yandex.ru/users/oshepkov-o/view/175172/?page=0
http://fotki.yandex.ru/users/oshepkov-o/view/175166/?page=0

Re: Константин Ощепков

да, интересно

всплывают рельсы по стране, всплывают...

Андрей

(Anonymous)
У меня такая же рельса только 1894г. 1 мца

отлично)

где взяли?)

у меня есть две рельсы 1891 и 1894 года

Ю3 л. Ч.Ж.Д.

ОТЛИЧНО! недостающее звено, так сказать. Кажется, одна коллективная версия подтверждается... Если всё так и было, то Ч.Ж.Д. значит "частная железная дорога", а значительно более распространенная аббревиатура "К.Ж.Д." - "казенные железные дороги".




да, это интересно

кроме ЧЖД и КЖД никаких клейм больше не обнаружено?

и "коллективная версия" - что за коллектив?)

Да он уж довольно велик... ;) Хобта, Черейский, Сигачев, кто еще-то...

Кстати кстати. Похоже, кирдык версии с Частной ЖД. "Зл.Ч." - это же Златоуст-Челябинская ЖД!

Да, еще с Михаилом Черейским я уж перекинулся несколькими словами по поводу этих вещей. Он еще, почитав аш пост, сдела ремарку: " на княжеском рельсе К.З. означает не "казенные заводы", а "катавские заводы". Они до самого 1917 были частным предприятием князей Б.-Б. и уже потому никак не могли именоваться казенными, т.е. государственными. "

Тоже считает ,что видимая на рельсе абревиатура Зл.К.Ж.Д. очень хорошо ложится на Златоуст-Челябинскую ЖД, было такое управление дорог.

опечатка: Зл.Ч.Ж.Д., конечно

Кстати, собственно, как я сюда попал: вчера обнаружил рельс того же завода 1894 г. в Слюдянке. Вот он:

Пардон, забыл вставить ссылку. 62.12 КБ

Рельса

(Anonymous)
Сегодня ночью у меня украли такую же 1888 года:( (Саратовская область, пос.Соколовый)

соболезнования

а где была? в качестве чего?

сколько может стоить такой кусок но 1899 года

думаю почти нисколько

Такие рельсы сохранились на ж/д станции Октябрьск http://www.zeldortrans-jornal.ru/publik/history/2006/may-06-05.htm Хочу туда съездить, как потеплеет.

ага, их много по всей стране

хоть все меньше и меньше

Найдена рельса на р. Северная Двина г.Архангельск 1893г. 11 месяца

Есть у меня такая 1841 , вот так вот.еще 1908 и 1936. Но чей завод последняя клеймо не стоит

Нашел рельсу 1841 года и1908. А 1936 неизвестно чья. Первые две белосельского.первая в Новосибирске нашел на перегоне

Если надо , фотки вышлю.мой адрес alekseilyashenko@yandex.ru

А проще через ватсап или вайбер 89234746015

  • 1
?

Log in

No account? Create an account