Previous Entry Share Next Entry
По следам экспедиции 1917 года, или моя небольшая краеведческая прогулка по Ярославлю
yanlev
Давно не писал чего-нибудь этакого краеведческо-познавательного, надо наверстывать.

Пару лет назад я приобрел у букиниста невзрачную желтую книжечку, почти брошюру.

Вот она:



"Труды Ярославского Естественно-Исторического Общества. Том III, выпуск 2"

"Биологическое исследование реки Которосли в районе города Ярославля" под авторством некоего С.Г. Лепнева.

1922 год издания. Тираж 850 штук. Вещь нечастая, не удивлюсь, что их в живых осталось лишь несколько.

Уже сам факт того, что в 1922 году Ярославское Естественно-Историческое общество что-то выпускает, да и вообще существует, уже внушает.

В стране голод. Гражданская война еще не закончена - белых добивают на Дальнем Востоке. СССР еще не создан. Сумасшедшая инфляция. Представители "старого режима", кто еще в состоянии и кто еще жив, пытается любой ценой бежать за границу, но сделать это все сложнее.

Печатать научные труды в такой ситуации - это заслуживает уважения.

Благодарности спонсорам:



Красиво! Надо взять на вооружение. Вместо "дайте бабла!" следует говорить "поддержите своими ассигнованиями".

Приобрел же я эту книгу исключительно ради нескольких довольно интересных географических карт в приложениях, которые я все обязательно отсканирую и выложу. Вот например одна:





Однако, в процессе пролистывания, классический естественно-биологический (а вернее, гидрологический) труд оказался столь интересным, что я прочитал книгу (120 страниц) от корки до корки.

Итак.

Смысл в чем.

Это научная работа одного гидробиолога, С.Г. Лепнева, который в 1916-1917 году провел ряд экспедиций по реке Которосль в черте города Ярославля, исследовал её на степень загрязненности, как влияют разные стоки-сбросы с городских предприятий на состояние реки, в общем, перед нами одно из первых экологических исследований Ярославля.

Экспедиция - конечно, громко сказано, в основном наш гидробиолог плавал по Которосли на лодке, и где это возможно, подходил к реке с берега.

Он делал замеры глубин, определял степень прозрачности воды, собирал кувшинки-водоросли, налет с этих самых кувшинок, делал соскобы с плотин, судов, плотов, и на основании этого определял степень загрязненности того или иного участка реки.

Которосль исследована в городской черте от и до:



Вот как гидробиолог сам определяет свои задачи и цели:

"Настоящая работа составлена на основании исследования Которосли в течение летних месяцев 1916 и 1917 г.г., производившегося мною по поручению Ярославского Естественно-исторического Общества в целях определить степень загрязнения реки под влиянием города. Материалом послужили также некоторые сведения о загрязнении Которосли, собранные Н. В. Воронковым в течение его экскурсий по Которосли весной 1914 г., данные, подученные во время наших совместных поездок по Которосли с Н К. Дексбах в 1914 г. и отчасти планктонные сборы в 1914 и 1915 г.г.

В 1916 г. работы были начаты в конце июня, продожались весь июль, август и начало сентября; в некоторых экскурсиях принимали участие О, В. Владимирова, Я. С. Горицкая, Н. К ДексбахиА А. Марков. Отдельные экскурсии к стокам предпринимались в феврале и марте, В 1917 г. работы велись в июле и августе; в Одной из экскурсий приняла участие хранительница музея О-ва Л. А. Соколова; в качестве технического помощника был приглашен ученик мужской гимназии Н. Дедюлин.

При работах употреблялись следующие инструменты:

1) термометр пращ, для определения температуры воды укрепляемый в одном из отверстий двугорлой склянки Вульфа; при погружении в воду, склянка наполнялась через другое отверстие и, по извлечении через некоторое время, отсчет производился по термометру, остающемуся опущенным в воду;

2) лот малый (8 фунтов);

3) диск Секки, укрепляемый на палке в 2,5 м. длины, при чем вместо диска употреблялась четырехугольная пластинка;

4) малая качественная планктонная сеть;

5) планктонная сеть Kolkwitz’a;

6) планктонная сеть Филиппова;

7) драга Экмана;

8) малая трехугольная озерная драга;

9) скребок;

10) водные сачки из металлической сетки и материй размой плотности."


А вот список экспедиций ("экскурсий"):



Вообще, завязка внушает. В голове рисуется образ некоего ярославского Паганеля, в шляпе и в очках, который плавает по Которосли на лодке с сачком и сетью, ловит кувшинки, делает соскобы, и что-то себе возбужденно шепчет под нос... "Безусловно, это Ophidonas serpentina! Сомнений быть не может! И это в Которосли! Сенсация, мой дорогой друг, это сенсация!".

Кругом бушует 1917 год, июньское наступление на германском фронте захлебывается, в столицах людские толпы, генерал Корнилов идет на Петроград, но все это не касается нашего героя. У него другая задача.

Позволю процитировать абзац:

"Водонасосная труба Ярославской Большой Мануфактуры помещается у правого берега Которосли в нескольких саженях ниже моста, значительно выше места впадения фабричных стоков и выше ледорезов.

Поиски устья трубы в июле и августе 1916 года, высоком стоянии воды не увенчались успехом; зато бездождье 1917 года и вызванный им значительный спад воды обнажили сваи, защищающие трубу и позволили 12/VIII —1917 г. осмотреть ее. Отверстие насасывающей трубы выведено на несколько сажен от берега в часть реки глубиной 3,25 метра.

Труба защищена с трех сторон частым заграждением из свай; кроме того несколько отдельных свай помещено выше по течению. Отверстие трубы, закрытое крупно-ячеистой металлической решеткой, расположено на границе области зарослей и открытой реки, и между ним и берегом находятся довольно обильные заросли из Butomus umbeUatus, Potamogeton perfo-liatus и Nuphar luteum. Грунт дна в области водонасосной трубы состоит из песка с илом; вода у берега мутная; прозрачность— 74 сантиметра; во время осмотра температура поверхности воды 22°.

При осмотре были собраны налеты со свай, взяты образцы растений зарослей и покрывающих их налетов, планктон в зарослях около трубы и проба со дна.

Поверхность свай, окружающих трубу, покрыта негустыми мелкими кустиками Cladophora glomerata, усаженными тонким желтым диатомовым налетом, состоящим из:

Encyonema caespitosum Суmbеllа lanceolata
Rhopalodia ventricosa

В некоторых частях налета, взятого со второго ряда свай, над остальными организмами заметно преобладает Encyonema caespitosum, развивающаяся настолько обильно, что образует пушистый полупрозрачный налет, как бы чехлом окружающий нити Cladophora."


Если бы вся книга состояла из подобного, она, наверное, была бы не такой интересной. Но автор делает много заметок о городской инфраструктуре, использует ряд интересных топонимов, делает бытовые зарисовки.

Например, один из самых загрязняющих Которосль стоков, как делает выводы автор, был т.н. трамвайно-банный сток. Один шел с городских бань на Власьевской улице (на нынешней площади Юности), второй - из трамвайного депо (на его месте построен ТЦ "Аура"), и оба стока, объединяясь, текли вниз по Любимской улице (ул. Чайковского), где и впадали в Которосль в районе нынешнего парка 1000-летия.

Сток этот представлял собой, по описанию автора, закрытый деревянный желоб, по которому текли сточные воды. В банные морозные дни от него валил пар. Ниже Которосльной набережной желоб уже становился открытым, де факто являясь обитой деревом канавой, идущей под уклоном.

Этот желоб, по которому текли стоки, был покрыт скользким налетом (который, естественно, гидробиолог не преминул соскоблить и исследовать). И вот что он наблюдает:

"Скользкость этого налета дала повод детям местного населения во время пребывания на улице изобрести своеобразную игру - кататься босыми ногами по дну стока, как по льду".

Район же парка 1000-летия и этого стока использовался как место стихийных свалок.

Продолжаем:

"В будние дни из банного стока течет довольно прозрачная мыльная теплая вода, которая широко используется местным населением для своих нужд. Так во время осмотра II/IX-1916г. дети мыли в ней свои ноги, а женщины стирали тряпки, присутствующие поблизости во время осмотра лица передавали, что мыльную теплую воду, стекающую из бань, берут ведрами для мытья полов.

Углубление с треугольным помостом служит местом, куда выбрасываются разные кухонные отбросы, зола, сор, и.т.п. По-видимому, дети привыкли рыться в этих сорных кучах, ища, нельзя ли чем поживиться, так, одна девочка на моих глазах вытащила кочерыжку капусты, собираясь съесть".


Удивительные бытовые зарисовки, такая краеведческая информация, которую вряд ли можно подчерпнуть из какого-либо другого источника!

Написано легким и доступным языком.

Автор очень конкретно описывает географическую локацию каждой экспедиции. Найти конкретное место не составит никаких проблем.

И я решил повторить его путь - пройти по следам моего Паганеля 1917 года, взглянуть на старые места новыми глазами, и может быть, открыть что-то новое.

Открывать, в принципе, было что.

Так, из всех объектов, которые загрязняют Которосль, автор особо выделил, как самые масштабные, три:

1. Городская свалка в трех верстах выше Ярославля по течению реки.

2. Район Ярославской Большой Мануфактуры. Здесь находилась плотина, перегораживающая реку, одновременно исполняющая функцию моста. Эта плотина есть на многих картах, но впервые она описывается столь подробно.

3. И наконец, уже описываемый трамвайно-банный сток в районе нынешнего парка 1000-летия. Участок от этого стока, и до Американской дамбы (Московский мост через Которосль), автор находит как максимально загрязненным в черте Ярославля.

Соответственно, я поставил себе три цели:

1. Пользуясь описанием автора, локализовать и обнаружить основную городскую свалку Ярославля образца рубежа 19 и 20 века. Сейчас она не существует. Может, остались какие-то следы? Судя по описаниям, это было целое гидротехническое сооружение, состоящее из несколько водоемов, и обнесенных высоким рвом.

2. Обнаружить следы плотины, перегораживающей ранее Которосль у ЯБМ.

3. Попытаться найти место впадения трамвайно-банного стока, и, вероятно, оставшейся канавы от вышеописываемого деревянного желоба.

Конечно, было бы здорово проделать это все на лодке, как Паганель, но в октябре, когда я сделал эту вылазку, было уже холодно. Но всех мест можно было достигнуть и с суши.

Итак, первая цель - историческая городская свалка. Какая ярославская городская свалка без Яна Александровича.

Автор дает подробное описание сооружения:



И сам рисует его план:



А вот карта месторасположения свалки:




Наложить на современную карту несложно. Место исторической ярославской городской свалки сейчас уже давным-давно в городской черте.

Вот оно:



Ближний Кармановский поселок, район Лодочной и Садоводческой улиц.

У устья впадающего в Которосль безымянного ручья, в который первоначальной и стекали все стоки. Ручей существует и поныне, а вот на месте свалки, судя по карте, какая-то канава и лесок.

Проверим, осталось ли что-либо от инженерных сооружений, валов и водоемов, столько подробно расписываемых автором.

Я на месте. Здравствуй, Которосль:



А вот и точное место городской свалки столетней давности:



Карты и описание настолько подробны, что шансов ошибиться нет.

Побывал ли я здесь, если не случайно купленная брошюрка из дешевой желтой бумаги? Конечно, нет.

Итак, приступаем к поискам... что тут у нас, как тут экс-свалка жила без меня все эти десятилетия...

Мы продолжим.

  • 1
С нетерпением жду дальнейшего повествования!!! Замечательная история, которая явно получит продолжение!

очень интересно!

rashid

(Anonymous)
C металлоискателем бы там пройтись...

ярославская деталь, валяющаяся на стадионе спартакове

привет.
не знаю, заинтересует, нет, но на всякий случай сообщаю.

на стадионе спартаковец валяется кусок ограды от ограды стадиона спартаковец же. размер где нибудь 50x70см.

здесь примерно. https://maps.yandex.ru/?um=DOYChCES9KzZMoY48bEYka5NdsTV6K8q&l=sat

На неделе пролистывал справочник Огурцова, там была ссылка на статью в газете «Голос», где-то за 1910 или 1911. Как раз обсуждалась проблема городской свалки. На тот момент она находилась за Леонтьевским кладбищем, но из-за того, что ж/д пути на Всполье собрались расширять, свалка ликвидировалась. Упоминался и этот участок (как я понял, т. к. других вариантов не приводилось) в качестве кандидата для новой свалки, однако автор статьи сомневался, что это будет рентабельно, т. к. очень уж он далеко от города располагается. Приводились цифры, что довезти одну бочку отходов будет стоить 5 рублей. И если даже рельсы проложить, то все равно не окупится. Но, видимо, за неимением иных вариантов, пришлось пойти на этот.
Короче, не такая она и древняя.

MakcK

(Anonymous)
Ну когда же, когда!!! Властелин изящной словесности и знаток укромных мест родного мне города выдаст новые новости о старых старостях? Ждем с нетерпением.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account