Previous Entry Share Next Entry
Путеводитель по "Хмелю и Грилю"
yanlev
Наш "Хмель и Гриль" вот-вот откроет свои двери, а я пока вашему вниманию предлагаю свой новый творческий проект - "Путеводитель по Хмелю и Грилю". Заведение переполнено разного рода интересными штучками, предметами декора, антиквариатом, уличными деталями, да чем только не переполнено.

И так интересно, а еще интересней прочитать про все это и узнать, что значит та или иная вещь, откуда она.

Путеводитель впоследствии будет издан в виде небольшой книги. Можно пить пиво и читать на месте, можно прихватить с собой кому-нибудь в подарок, на память о нашем заведении, или о Ярославле, ну а пока - в сети.

-------------------

Вступление. Часть 1.

«Хмель и Гриль» - это довольно любопытный проект, который еще при создании вышел за рамки того, что принято называть «рестораном», «заведением», «пабом», нужное подчеркнуть.

Изначально мы руководствовались целью создать в Ярославле большое, сугубо пивное заведение, которое продолжило бы наши общие цели.

А они, если вкратце, заключаются в том, что мы, некогда обычные потребители вкусных пивных ништяков, устали от отсутствия в 600-тысячном Ярославле достойного предложения, и решили создать его сами. Мы создали пивотеку «Пинта», и выяснилось, что нас, таких «уставших», очень много. Нашей целью было создание некоего оазиса в мире пивной безвкусицы, заполонившей страну, зажечь Факел Пивного Просвещения во тьме охотыкрепкого и живого разливного домашнего настоящего бочкового только с завода.

«Пинта», де факто – это небольшой уютный бар-магазин. В его камерности, как отмечают многие, есть некий шарм, уютная теплая атмосфера, присущая маленьким заведениям, но всех желающих «Пинта», конечно, вместить не в состоянии.

Следующий шаг создать большое пивное заведение, где можно посидеть подольше, большими компаниями, иметь возможность забронировать столик заранее – был на поверхности, и мы создали «Хмель & Гриль».

Однако, на этих страницах речь пойдет не о пиве. Вернее, не только о нем. Как уже было замечено, в процессе реализации «Хмель & Гриль» вышел за рамки сугубо пивного проекта. Он ушел совсем в другие плоскости – культурологические, социальные, архитектурные, исторические. На выходе получилась такая любопытная смесь, такой микс всего, что не только без бутылки (пива, конечно же) не разобраться, но и без путеводителя по этому проекту тоже.

И мы решили создать такой путеводитель. Путеводитель по «Хмелю и Грилю».
Заведение просто нашпиговано разнообразными артефактами, антиквариатом, интерьерными пивными ништяками, деталями с улиц города и просто прикольным барахлом.

У вещей (а тем более, интересных) есть такое свойство – нести людям энергию. Создавать некую атмосферу, давать тепло. В большинстве помещений без мебели, некоего декора, каких-либо украшений, находиться грустно. Поставить диван, над ним повесить картину – и это уже совсем другое место.

Вещь одним своим внешним видом может вызывать у людей эмоции. Но гораздо большие эмоции у человека вызывает ЗНАНИЕ об этой вещи.

Вот взять, например, табуретку, на которой сидел Петр Первый. Без знания этого факта перед вами просто непонятная деревяшка. Так и хочется выкинуть – уж больно невзрачная. Но как только вы узнаете, что именно эту табуретку во время бала в 1710 году Петру Великому подал Меньшиков, вы сразу воспринимаете её по другому. Это – уже артефакт, от которого вам пошла энергия. Вы можете начать представлять, что-то фантазировать. Представлять Петра Великого, потом Меньшикова. Затем Петра Великого и Меньшикова вместе. Бал, свечи, табуретка. Эти фантазии, эти эмоции дало вам ЗНАНИЕ.

Вот, например, у нас в «Хмеле и Гриле» на втором этаже на стене висит крышка от люка с эмблемой виде штекера и молний, и надписью: НКС. Вещь сама по себе симпатичная, красивая, чугун, да и опять-таки – люк на стене висит, прикольно. Но как только вы получаете ЗНАНИЕ об этом люке, что означает эмблема, как расшифровывается аббревиатура, вам становится еще интересней.

Донести ЗНАНИЕ – одна из задач этого путеводителя. Чтобы людям интересней было находиться здесь, чтобы интереснее пилось пиво, чтобы помимо вкусовых впечатлений и впечатлений от общения, человек ушел еще и с какими-то новыми эмоциями и знаниями от нашего заведения и нашего Ярославля.

Ведь «Хмель и Гриль» - это как маленькая часть Ярославля . Однако, обо всем по порядку.

В интерьерах заведения переплетаются несколько нитей.

Классическая европейская пивная атрибутика соседствует с вырезками из дореволюционных газет, уличными фонарными столбами, советскими киноафишами и крышками канализационных люков.

Подобных разнообразных ништяков – сотни, и каждый из них имеет какую-то свою историю, свое значение, свой смысл. Хотя бы ненамного раскрыть сущность вещей, которые вы видите в заведении – и есть цель этого путеводителя. После его прочтения, надеемся, «Хмель и Гриль» заиграет для вас новыми красками. Мы хотим позвать вас на небольшую экскурсию.
Пейте вкусное пиво, читайте путеводитель, и совершайте экскурсию одновременно!

У каждой экскурсии есть свой экскурсовод, а посему разрешите представиться.

Меня зовут Ян, и я один из авторов проекта «Хмель & Гриль». Далее я поведу повествование от своего имени.

Мы пройдемся по всем этажам нашего заведения, осмотрим все стены, и закончим историей здания и фасадом.

Значительная часть предметом декора и интерьера взята из моих личных коллекций, которые я формировал годами, поэтому также в конце нашей прогулки я попробую срезюмировать, как же я до всего этого докатился, попробую подвести некие итоги.

Приступим.

В «Хмеле и Гриле» всего три этажа, включая подвальный, и с него то мы и начнем. Это довольно символично – ведь именно там располагаются туалеты, а как известно, туалет – это сердце любого пивного заведения. У нас их аж четыре.

Спустившись с первого этажа по лестнице, мы попадаем в помещение перед собственно туалетами. Здесь собраны самые разнообразные детали уличной городской культуры:



Деталь в городе – штука крайне важная, ведь именно она формирует его облик. Они как правило незаметны, но именно частности решают целое. Например, если каждый житель города Ярославля выставит в окно ящик с цветами, то город будет утопать в цветах. Все просто. Или вот урна – сама по себе деталь небольшая, но если она исчезнет, город утонет не в цветах, а в мусоре. Если урна красивая – то и город будет красивым. Если урна ужасная, то и восприятие города станет на толику хуже . Урна ведь стоит везде. Ее видит каждый.

Почтовые ящики, уличные скамейки, таблички с названием улицы, домовые знаки, реклама, вывески, люки – подобная мелочь решает любой город.



Я увлекаюсь подобными небольшими городскими формами давно, фотографирую, описываю, и за годы увлечения разными путями собрал аж целую коллекцию, частью которой и можно здесь наслаждаться. Какие-то вещи из этой коллекции дарили, какие-то снимал сам с домов под снос, что-то покупал на блошиных рынках, у антикварщиков со всей России, что-то мы изготовили сами.

Например, перед вами стоит уличный фонарный столб образца 1950-х годов. Он отлит нами на Тутаевском Моторном Заводе, где в чугунно-литейном цеху до сих пор льют продукцию в массе своей по старым, советским лекалам.

Рядом стоит столь знакомая всем желтая советская уличная лавка, на самом деле официально пышно называющаяся «бульварный диван». В качестве аннотации к чувствам, которые лично я испытываю к подобным лавкам, я лучше прикреплю скан одной из глав своей книги «100 деталей Ярославля»:



Давайте опишем дальнюю стену (за столбом):



Канализационный люк

Довольно простой, классический, с аббревиатурой ГК (Городская Канализация), и традиционным узором «вафли». Кстати, вы никогда не задумывались, почему люки имеют узор? Ведь проще делать их «голыми». Так повелось еще с конца 19 века, а причина проста: при слякоти и гололеде на люках массово поскальзывались и ломали ноги люди, скоро людям это надоело и все люки стали делаться с узорами – не так скользко.

Люки в нашу коллекцию попадают довольно просто – с реконструкцией улиц их часто меняют на современные, да и сами люки не вечны. Самая популярная «травма» люка – на дороге тяжелая машина ломает кольцо. Старых крышек больше не льют, надо менять полностью и кольцо, и крышку. В итоге старая крышка остается не нужной, тут- то на горизонте и появляемся мы, любители старых чугунных люков.

Стеклянная вывеска «Соки Воды»

Это 1970-е – 1980-е. Многие помнят подобные вывески, выставленные в многочисленных кафетериях при продуктовых магазинах, соответствующих отделах универсамов, уличных ларьках, и так далее. Вывеска куплена у антиквара в 2015 году.

Почтовый ящик

Герб СССР, нежно-голубой цвет, ржавчина: да, это настоящий советский почтовый ящик. Висел на окраине города Ярославля (Пахма) до 1990-х годов, пока не был заменен на современный.

Табличка «Для Писемъ и Газетъ»

Дореволюционная. Латунь. Висела у квартиры или на доме рядом с домовым почтовым ящиком.

Таблички «Разговор долее чем 3 минуты запрещен» и «Телефон-автомат»

Висели, что логично, в будке уличного телефона-автомата, помнят, думаю, многие: разговор 2 копейки, бесплатно 01,02,03,04. Сам телефон хоть и бывалый, но не уличный. Казенный, середина XX века.

Часть чугунной ограды

В ходе реконструкции улиц к тысячелетию Ярославля множество центральных улиц были реконструированы. В ряде случае реконструкция предполагала уничтожение старых советских чугунных оград и замена их на прекрасный красный заборчик из прутов. Конкретно этот кусок ограды я прихватил на память о тысячелетии Ярославля с улицы Собинова – он валялся во рву.

Табличка «ул. Земляной Вал»

Табличка с называнием улицы, кстати, называется красивым словом «аншлаг». 1970-е – 1980-е, эмаль. Улица Земляной Вал есть в городе Данилов Ярославской области. Там-то она и была снята со сгоревшего дома.

Табличка «ул. Свердлова»

Годы неизвестны, но видно, что самоделка. Куплена на просторах интернета, город также неизвестен.

Табличка «М. Февральская улица»

В Ярославле, на улице Советской, 2а, в 2013 году расчищали подвалы и нашли эту табличку.

Железо, эмаль.

Малая Февральская улица - нынешняя улица Кедрова (в общем-то, совсем рядом с домом 2а по Советской).

Современное название улица Кедрова получила в 1979 году.

Некогда современные улицы Трефолева и Кедрова были одной улицей - Варваринской, по названию Варваринской церкви. Сейчас большой дом Советская, 6 (как раз построенный на месте взорванной церкви) не дает этого понять, полностью ломая бывшую Варваринскую улицу надвое.

Однако, и до революции церковь образовывала угол, ломая переспективу единого уличного пространства. Именно поэтому зачастую улицы называли Большая и Малая Варваринская.

В 1918 году улицы в числе первых были переименованы - в Большую и Малые Февральские (в честь Февральской революции 1917 года). В 1940 году Большую Февральскую переименовывают в привычную нам улицу Трефолева. Малая Февральская становится просто Февральской, она то и станет в 1979 году улицей Кедрова.

Знание точных дат в изменениях городской топонимики позволяет довольно точно датировать и эту табличку с названием улицы. Возраст весьма почтенный - это 1920-е - 1930-е годы.

Не позднее, чем в 1940-1941 годах, при переименовании улицы, табличка снимается и кидается в соседний подвал, чтобы пролежать там 72 года и в 2013 году снова увидеть свет.

Фасадная табличка «Отделение связи»

Это еще одна гостья из Пахмы, с окраины Ярославля. Тут все просто – табличка висела у входа на почту, скорее всего, опять-таки отделения в Пахме. Когда её сняли, но неизвестно, скорее всего, вместе с заменой РСФСР (герб на табличке) на РФ. Сохранилась чудом – служила подложкой под дрова в частном доме, пока, наконец, не попала в надежные руки. То есть наши.

Указатели «Горпарк» и «Москва 260км»

«Горпарк» найден в подвалах одного из ярославских ВУЗов. Это, скорее всего, 1960-е. Горпарком раньше называли Бутусовский парк, оттуда, видимо, и ноги у указателя растут.

Откуда растут у указателя на Москву, неизвестно, но судя по расстоянию, опять-таки из Ярославля и его окрестностей. Возраст, судя по шрифту, также довольно почтенный – 1960-е – 1970-е. Найден мной в 2010 году валяющимся во дворе на улице Трефолева.

Черная стена за афишной тумбой во многом посвящена городу Киров:



Оттуда прибыла фасадная табличка с Опорного Пункта Милиции Кировского Облисполкома (1970-е – 1980-е), оттуда же и «ул. МОПРА». Это не ругательство. Это коммунистическая благотворительная международная организация помощи борцам революции (МОПР) —, созданная по решению Коминтерна в качестве коммунистического аналога Красному Кресту. Имея отделения в десятках стран мира, оказывала денежную и материальную помощь осужденным революционерам.

Мраморная табличка ниже – серьезная вещь. «В этом здании в январе 1919г. работала комиссия ЦК РКП(б) и совета обороны с участием И.В. Сталина и Ф.Э. Дзержинского по укреплению армии и тыла Восточного фронта». Судя по всему, висела в Кирове. В городе последние годы активно сносят старые дома, или же так реставрируют, что потом вот такие таблички на помойках находят. Куплена в интернете.

Гипсовый барельеф, висящий сверху – скорее всего лекало для производства аналогичных форм в целях реставрации старинных особняков Ярославля.
Лепное зеркало за афишной тумбой – это конец 19 века. Найдено в совершенно неприглядном виде, расколотое, растрескавшееся, и полностью отреставрировано.

Еще на стене за афишной тумбой мы видим советский звонок громкого боя, известный всем школьникам, а также всем хулиганам и жуликам Советского Союза, так как его основное применение - в качестве школьного звонка и в качестве сигнализации.

Ну и наконец, сама афишная тумба – важный атрибут городской улицы.

Изначально мы хотели создать уличную композицию с участием более-менее крупных форм: лавка, фонарь, люк, афишная тумба. Из них фонарь и лавка получались «рабочими» - то есть фонарь светит, на лавке можно сидеть, и разве только люк нельзя открыть и смачно плюнуть туда. Оставалась тумба.

На мысль, как сделать её «рабочей», нас навела история нашего другого заведения – «Пинты». Дело в том, что нас постоянно просят разместить в «Пинте» информацию о каком-либо событии, что-нибудь прорекламировать – будь-то новый фильм, мероприятие, событие, организация, и так далее. Но в «Пинте» на стенах нет живого места, куда можно было бы повесить афишу.

А в «ХГ» - есть, целая тумба! Отныне все желающие прорекламировать интересное мероприятие, спектакль, лекцию, дать объявление, да что угодно, лишь бы под УК не попадало – просим передавать нашим барменам. Повесим сами. Вот и стала уличная афишная тумба «живой», только в помещении.

Слева от дверного проема масса небольших табличек, которые можно увидеть на улицах городов:



Номера домов, таблички с трансформаторных будок, автомобильные номера, названия улиц.

«Новоизмайловский проспект», что логично, прибыл к нам из Москвы, куплен там у старьевщика. «Ул. К. – Либкнехта» выполнена с ошибкой, написана через дефис. Карл, он же Либкнехт.

Любопытна большая табличка с короткой биографией Свердлова, некогда висевшая на одноименной улице. Это опять Киров. Значительное количество деревянной застройки идет под снос, эпоха ушла, и лучшее, что можно пожелать таким табличкам – это сохраниться в интерьерах, а не быть выброшенными на помойку.

В какой-то степени Ярославлю в этом плане "повезло", что в его центре к концу XX века практически не осталось деревянных домов (в отличие от множества других крупных исторических городов). Капитальную застройку сносить сложнее, это во многом позволило нашему городу сохранить уникальный исторический облик.

И наконец, пройдем чуть дальше и подойдем непосредственно к туалетам.

Их четыре, по два на каждую сторону. Своеобразный «предбанник» полностью оформлен советскими киноафишами 1960-х – 1970-х годов:



Это, конечно, все оригиналы. У афиш интересная история.

Раньше, в советское время, как известно, кинотеатры были во многих селах и деревнях, в разнообразных клубах, ДК, при сельсоветах, и прочих общественных местах. Из центра раз в определенный период присылали свежие кинокартины. «Фильму», «ленту» - как угодно. К кинокартине зачастую прилагалась реклама в виде афиши – повесить ее на улице на стенде, у двери в кинозал, ну и так далее.

В одном из таких сельских кинотеатров кто-то, лет этак 40-50 назад, годами складывал лишние афиши в одно место – просто сваливал в коробку, выкидывать то жалко, на селе все пригодится. Недавно эту коробку с афишами для десятков (если не сотен) картин, нашли. Потом она попала в мои руки.

В итоге у нас у всех есть удивительная возможность погрузиться в мир советского кино 1960-х – 1970х годов:



Здесь множество картин, о которых я и вовсе не слышал, от «Часов капитана Энрико» и «Меченого атома» до всенародных хитов вроде «Джентльмены удачи», и «Война и Мир» Бондарчука.

В общем, смотрите на экранах новую кинокомедию «Старики-разбойники»:



Одна из афиш сохранила название села, где, видимо, все это и нашлось – Пищалево, это под городом Тутаев Ярославской области:



Среди этого киновеликолепия можно помыть руки. Вода течет из пивных кранов:



Кто-то мечтал поработать с настоящим пивным краном? Пожалуйста.

А теперь – к оформлению непосредственно туалетов.

Их, как уже было сказано выше, четыре, и каждый имеет свое лицо, свою физиономию, и свое название.

«Чешский», «Американский», «Географический», «Исторический».

Давайте заглянем в каждый.

Первый слева – «чешский».



Таблички с пражских улиц, карты Кутны Горы и Чешски Крумлова, таблички с трансформаторных трансформаторных будок, позор!, курени заказано, питна вода – мы попали в маленький уголок Чехии. Главное, не забывать, что «Защита социалистической Родины – это почетная обязанность граждан ЧССР».

«Американский» туалет.



Оригинальные американские автомобильные номера, трасса 66, Харли Дэвидсон, Кадиллак, карта Калифорни с обозначением пивоварни Андерсон Вэлли, дороги, мотоциклы, реклама, большие машины, Техас - штат Одинокой Звезды, Монтана - Земля Большого Неба.



«Географический» туалет.



Обклеен географическими картами, привезенными со всего мира. Все они – «живые», то есть были когда-то куплены именно в том городе или стране, что на них изображены. От Пскова и Костромы до Пхеньяна и Алеппо (Сирия), от Узбекистана и Горячего Ключа до Сан-Франциско и Буэнос Айреса. Здесь собран весь мир.




«Исторический» туалет.



Обклеен оригинальными журналами 1910-х годов. Светские хроники. Реклама. Наводнение в Париже. Фотографии графинь. Куплю имение не более чем в 20 верстах от железной дороги. Белая кухарка ищет работу без стирки. Парламентская борьба в Англии. В Майкопе найдена нефть.



При выходе из туалетов, уже собираясь подниматься наверх, на первый этаж, к пиву, можно снова задержать глаз на одной из стен «предбанника», оформленного уличными деталями:



Оригинальный плакат документального фильма-концерта «Народные таланты» (1951г, висел у входа в какой-нибудь безымянный клуб), табличка «Инспекция Госстраха по Ленинскому району» (висела некогда на хрущевке на улице Чехова, что в г. Ярославле), мольбы государства к колхозникам дать ему денег под тем или иным соусом, оригинальный фрагмент домовой деревянной резьбы конца 19 века (Даниловский уезд Ярославской губернии).

Типовой квартирный советский почтовый ящик, табличка «Дом Образцового Состояния» (снята мной с дома №50 по улице Малой Пролетарской, за день до сноса), знак «д. Озерки – 5км (найден в безызвестном сарае), табличка «Лестница №2» (гостья из Ленинграда), ну и наконец, газета «Северная Правда» от 9 мая 1945 года, с поздравительной речью Сталина.

Также присутствует несколько дореволюционных страховых табличек, которые вешались на дома до 1918 года, но к ним мы вернемся несколько позже.

А пока – поднимемся на первый этаж, и посмотрим, что за феерия творится там.

Продолжение следует)

  • 1
Приятно, что "Искры" тоже пошли в дело.

Edited at 2015-11-20 03:34 pm (UTC)

Круто! Но вот пиво не пью.

А колбаски едите? :)

Сколько у вас там раритетов имеется в интерьере... Придумка с пивным краном вообще зачетная...

Ян! Я пишу редко, тем более в требовательном тоне :))))  где продолжение/окончание бразилии? Нет, я у тебя с удовольствием все читаю, но!!!!! :)


А откуда табличка серая такая "За веру, царя и отечество"?

табличка Новоизмаиловский проспект

(Anonymous)
Добрый вечер ,табличка Новоизмаиловский проспект, Это Питер, а не Москва.
примерно в 2010 г в Питере была попытка таким шрифтом делать таблички.

С уважением Пётр из Питера.

Дизайн экстерьера мысли и фотоснимки на iDezz.ru

(Anonymous)
Наш веб-сайт о дизайне, ремонте, а также о дизайнерах и мастерах, какие преобразовывают четыре стены в комфортное жилище. Так как для абсолютно всех людей имеет важное значение иметь не просто кровлю над головой, а дом, где ощущаешь себя приятно и комфортно.

Смотрите тут [url=http://idezz.ru/dizain-intererov/dizain-gostinoy/]дизайн гостиной[/url]

Были проездом из Санкт- Петербурга, случайно зашли, худшего обслуживания и еды в жизни не встречали,очень жаль,что этот паб оказался нам на дороге.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account