Previous Entry Share Next Entry
Истоки, часть 2
yanlev
... Я продолжаю небольшой краеведческо-ностальгический пассаж с легкой патиной финансов, спровоцированный фотографией Заволжского района образца 1997 года.

Бесплатную газету "Апостол" мы с моим подельником Димоном продавали, помнится, по зиме, а вот лето 1993-го принесло свои солидные дивиденды из другого живительного источника.

В нашем дворе находился единственный на всю Заволгу магазин "Детский" (пр-т. Машиностроителей,10).

"Большая Заволга" включала в себя ряд микрорайонов, микрорайончиков и дворов: Кавшкола, Попугайчики, Сковородка, Франция, Квадраты, Зеленка, да какой дичи там не было. Население этого здорового района уже тогда составляло 60-70 тысяч человек.

Как мы все знаем, советская власть всегда думала о простом рабочем-труженике (подавляющее большинство населения района в то время), заботилась о светлом социалистическом будущем советских детей. В связи с этим советская торговля была прекрасно организована. Поэтому на 70 тысяч человек приходился один детский магазин. И именно он - в нашем дворе!

Конечно, к 1993-ому году уже было открыто немалое количество ларьков и прилавков с детскими и школьными товарами, но большая часть народонаселения ходила в "Детский" по пятнадцатилетней привычке.

Последние десять дней августа с разных концов Заволжского района в магазин шли толпы школьников и их родителей - покупать канцелярию, тетради и прочие причиндалы к 1 сентября. Эти толпы объединялись в ручейки, которые слившись у дверей "Детского" в мощный бурлящий поток, заходили внутрь и превращались в большую очередь.

Смотрим мы с моим закадыкой Димоном на все это великолепие, и переживаем. Люди пропадают зря!

Потом мы где-то случайно прочитали про мелкооптовую базу канцелярских товаров с бодрящим названием "Энергия". Она располагалась в Тверицах. Сходили через Сосновый Бор на разведку. Ассортимент базы "Энергия" выгодно отличался от ассортимента магазина "Детский", руководство которого, судя по всему, который год не одупляло, что происходит в родном Заволжском районе в частности, и в государстве в целом.

По 20 рублей за штуку мы купили коробку китайских ластиков, в виде красных и синих цветочков.

Вернулись к "Детскому", поставили коробочку на бетонный приступок у входа, и начали свой очередной бизнес-проект. Ориентируясь на цену магазина (40 рублей за ластик), мы выставили 50. Но в магазине продавали советские ластики (похожие на спресованный брусок серого мышиного кала), а у нас - красные и синие цветочки!

В общем, начали у нас мести эти стирательные резинки, как пирожки на вокзале, когда к тому подкатил поезд "Архангельск-Анапа".

На следующий день мы сходили и купили две коробки ластиков (в каждой штук по 40). Через день - пять. Затем на выручку набрали еще карандашей и тетрадок. На ступеньках "Детского" образовался целый канцелярский лоток. Все последние дни лета мы ходили пешком через Сосновый Бор и обратно в Тверицы, потому что этот район всегда считался задницей мира, куда даже автобусы ходили по расписанию (которое, естественно, никто не знал).

Как это водится, у успешного проекта всегда появляется куча последователей, которые собирают с молока лишь пенку. Это нормально. Скоро рядом с нашим появились развалы других ребят, а ступеньки "Детского" напоминать какой-то канцелярский шалман. Дородная заведующая магазина пыталась с нами бороться, выходя из дверей, страшно пуча глаза и крича: - А ну что такое!? А ну кыш отсюда, с-с-сучата!

Метод борьбы был неэффективен, так как все содержимое быстро скидывалось в пакет, потом ссучата сидели в кустах, дожидаясь, когда заведующая уйдет, и снова возвращались.

Конец делу положило 1 сентября. Спрос катастрофически упал, а я уехал в Мурманск учиться в очередной, седьмой класс. На прибыль удалось купить аж джинсы!

Резюмируя бизнес-проект под кодовым названием "ластики", я понимаю, что это был пример классической "вертикальной спекуляции", как я её называю.

На "вертикальной спекуляции" держится почти весь товарооборот страны. Где-то есть производитель, где-то - конечный потребитель. Между ними есть куча звеньев, который доставляет товар, беря за свою работу процент. Кто-то из них даже обладает должными компетенциями и ест свой хлеб не зря.

Если мы видим дивные заморские слова, вроде "дилер", дистрибьютер", "уполномоченный представитель в РФ", "бриллиантовый вице-дилер", "уникальный уполномоченный дистрибьютер по Пошехонскому району" - перед нами классический образчик участника регаты под названием "вертикальная спекуляция".

Например, в случае с ластиками, мы заняли звено под названием "розничный продавец". Брали товар мы у предыдущего звена - мелкого опта. Мелкий опт брал у крупного опта. Крупный опт брал либо у импортера ластиков, либо напрямую в Китае у производителя. Китайское ластикостроение уделало советское ластикостроение по всем статьям, отсюда успех и триумф всей вертикальной цепочки. Все логично.

Получается, что между потребителем и производителем минимум 3 звена, а зачастую 4-5. Организовывая абсолютно любое дело в сфере "вертикальная спекуляция", следует первым же делом тщательно изучить рынок и понять, сколько в нем звеньев. Затем оптимизировать процесс, выкинув посредников по максимуму, и дать на выходе потребителю вменяемую цену. Например, брать товар непосредственно на производстве.

Собственно, так в те же времена делали "челноки", катаясь за товаром заграницу - и тем самым оставляли одно звено - себя.

Оптимально же - вообще производить самому, но концепт "производство" - это совсем уже другая история.

Хотя нет, оптимально - это и производить самому, и потреблять самому.

Например, картофан, что в общем-то, с успехом в те годы и делало 95% населения Заволжского района. Сами сажали, сами ели.

Идеальный концепт!

В следующей серии на примере Заволжского рынка мы рассмотрим другой формат - "горизонтальная спекуляция", и также сообща придем к тому, что и вертикальная, и горизонтальные спекуляции - это бездушные, унылые форматы, и придем к формату более совершенному - "творческой фарце".

Кип ин тач.


  • 1
С днем рождения

  • 1
?

Log in

No account? Create an account