Previous Entry Share Next Entry
Об устранении излишеств в проектировании и строительстве
yanlev
В Ярославле, как и в любом другом городе на территории бывшего СССР, есть странные здания, которые, как говорится, от одного берега уже отплыли, а к другому ещё не причалили.

Это находится через дорогу от "Красного Маяка", адрес - Республиканская, 8Б.

По виду - хрущёвка, но при детальном рассмотрении хрущёвка очень странная. Во-первых, у неё три объёма - центральный и два "крыла", хотя у хрущёвки всегда один объём.



Во-вторых, между окнами второго и третьего этажа лепные украшения - триумфальные ленты, символ победы в войне, один из основных элементов декора сталинского ампира, который в свою очередь утянул их из ампира классического.



В чём же дело?

Всё просто. Перед нами т.н. "срочно доработанный проект".

4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", которое одномоментно закончило эпоху "сталинского классицизма", ну и заодно убило отечественную архитектуру на тот момент в принципе. Профессию архитектора заняла профессия строителя.

На момент постановления по стране строились тысячи домов, разрабатывались тысячи проектов ещё по старым канонам. Все они в срочно порядке "дорабатывались" - упрощались, по максимуму убирались украшения и декор.

В каких-то случаях проект удавалось достроить полностью. В каких-то по "хрущёвке" даже и не понять, что изначально она планировалась "сталинкой". Но в большинстве ситуаций получились гибриды-мутанты, как в данном случае.

Объёмы здания перекроить не удалось, ну а в качестве небольшой сатисфакции оставили немного недорогих лепных украшений.

В Ярославле классический пример подобного рода переходных проектов - это Дворец Моторостроителей на Юбилейной площади. Изначально он планировался как пышное сталинское здание, но в процессе строительства архитектора Алексея Мулика заставляли несколько раз дорабатывать его, упрощая и удешевляя.

Личный пример этого архитектора, кстати, лишний раз показывает, что эта смерть архитектуры в стране оказалась для многих архитекторов смертью реальной - не выдержав, Алексей Мулик в 1963 году застрелился, за два года до окончания строительства своего Дворца.

Резюмируя, если видите на улице что-то подобное, странное, мутантное, можно смело датировать - с 1956 по 1965, причём с большой долей вероятности это будет 1958-1960.

Всегда приятно проверить знания - посмотрел дату постройки этого дома: 1960 год.

Её соседка, кстати, стоящая перпендикулярно, и построенная годом позже - уже чистая хрущёвка. Хотя не удивлюсь, что это был какой-то парный проект, просто соседка опоздала на год и ей не досталось даже лепных украшений.

Ярославль многогранен)

  • 1

В Москве на Ленинском Проспекте в районе метро Университет тоже можно очень наглядно познакомиться с устранениями излишеств той поры)


В Москве да... море такого, особенно как раз на Юго-Западе - в 50-е интенсивно застраивали именно это направление.

Ну а один из основных примеров - ныне уже снесенная гостиница "Россия", построенная на фундаменте так и не начатой сталинской высотки

Есть место,в границах одно гоквартала очень наглядно заметен переход,как раз тех лет застройка.дома прям одной серии,но декор наружный сильно другой,даже оформление дворов очень отличается


причём не в пользу домов и дворов более поздней постройки)

Ну само собой)))и само собой по мере удаления от центра)))но повторюсь,один квартал а разница огого


Вы про дом с тройными арками, где раньше были "Изотопы", "Сыр" и кафе "Луна"? Еще очень харатктерная в этом плане пара домов на Профсоюзной, на перекрестке с Кржижановского: на одном - прямо-таки барочный лепной декор, на другом вместо лепнины голый кирпич.

Не знаю где были эти заведения,я не совсем их застал,но я говорю про дома,которые находятся вдоль ленинского проспекта но выходят на университетскийи ломоносовский проспекты.на университетском старожилы рассказывали что там стояли статуи,на ломоносовском такого уже н ебыло.
ps. как забавно,втечении одного дня дважды услышал от разных людей про эти "Сыры"...бывает же такое



Edited at 2017-01-30 08:40 pm (UTC)

Да, и правда у дома на горке (того, что на Университетский смотрит) были статуи! На моей памяти (80-е) от них и следа не осталось.

Их хватает и в некоторых районах Петербурга, где превалирует застройка тех лет.

Сталинку в первую очередь можно отличить по высоте этажа и пропорциям окон

  • 1
?

Log in

No account? Create an account