Previous Entry Share Next Entry
Старикам здесь не место
yanlev
Рубрика "ваше мнение". На этот раз мне интересно ваше мнение по вопросу отношения к старости в нашем обществе.

Вчера с кладбища подвозил бабушку. Я вообще часто подвожу кого-то с кладбищ, это можно сказать уже хобби.

С попутчиками я разговаривать люблю, общение с абсолютно незнакомыми людьми отлично расширяет кругозор и ещё больше помогает понять своё место во времени и пространстве. Пожилые люди особенно разговорчивы - ведь ими мало кто интересуется искренне.

Бабушка 1929 года рождения, 88 лет. Спросил за войну - должна помнить.

От войны у бабушки осталось в основном ощущение постоянного чувства дикого голода. Она жила на Парижской Коммуне около деревообрабатывающей фабрики. В военные годы (ей было 12-14 лет) с подружками брали доски и деревоотходы и пешком несли это добро на толкучку на Сенную (Труда) площадь, менять на картошку. Это около семи километров в одну сторону.

От голода спасал Красный Профинтерн (35 км от города) - опять-таки шли пешком и там собирали кукурузный жмых. Из него получался отличный питательный кисель.

Отец в первые же дни ушёл на фронт и больше о нём никто никогда ничего не слышал.

Мать работала на Парижской Коммуне по 12-13 часов в сутки - колотила ящики для снарядов.

Вышла замуж после в начале 50-х, за парня, вернувшегося со службы. Мужа мобилизовали в 1944 году 17-летним пареньком, вернулся он домой только спустя семь лет, "потому как парней совсем не осталось, и заменить его было некому".

Муж умер в 27-летнем возрасте от воспаления 12-пёрстной кишки, которую он посадил в армии, потому что служил где-то далеко на юге, "жрать им почти не давали, никуда из части не выпускали, и жрали что найдут".

Работы не было, двое детей, кто-то сжалился и взял в магазин чернорабочей, где она проработала 7 лет, а потом устроилась в электротехнический цех Лакокраски, где и проработала тридцать лет.

Второй муж умер в 2000-ом, и сейчас бабушка доживает свои дни в панельке за Заволжском рынком, забытая и детьми, и внуками, и правнуками (а их всех в изобилии).

В принципе, история рядовая.

Все они заканчиваются одинаково - старики доживают свой век одни.

На мой взгляд, перелом в отношении к старикам начался в 50-х - 60-х. Если до этого момента оставить своих пожилых родителей без помощи и внимания было невозможно в принципе, т.к. это не позволяла ментальность, то дети, родившиеся в середине XX века, уже потихоньку могли это себе позволить - социальная модель потихоньку менялась.

Всю вторую половину XX и начало XXI века отчётливо видно всё большее разрушение связки "родители-дети". После взросления детей и ухода их от родителей семьи живут в лучшем случае параллельно. В худшем - старикам кладут на лицо подушку, чтобы заполучить жилплощадь (пару дней назад по случаю общался с заведующим станции скорой помощи, но это другая история)

Конечно, речь идёт о тенденции, немало семей с сильными и тёплыми родственными связями, но это исключение, лишь подтверждающее правило. Каждая такая очередная бабушка, подвезенная с кладбища ("а молодые то и на могилы не ездят совсем, им всё равно"), лишний раз убеждает меня в этом.

А правило же таково, что старикам у нас в обществе не место.

В старости ты становишься неинтересен ни государству, ни собственным детям и внукам. Это совершенно логично - люди, которые с безразличием и равнодушием относится к своим личным, собственным старикам, не в состоянии построить социальное государство.

А теперь внимание вопрос вам, дорогие телезрители.

Какие события и явления, на ваш взгляд, начали происходить в середине XX века, которые запустили процесс перехода от традиционного общества с крепкими семейными связями к современному, с ослабленными?

У меня есть ряд ответов, но сначала хотелось бы услышать вас, тех, кому это также интересно.

Всех с началом новой недели)

  • 1

Rashid

(Anonymous)
Урбанизация резко началась. Которая оторвала огромные массы народа от села, а следовательно от своих родителей. Вся молодежь стала уезжать в "район", в "Область", в город. Это было символом жизненного успеха. На селе оставались неудачники ,-трактористы и доярки,-негласно презираемые своими более успешными "городскими" сверстниками. Второе поколение "городских " жителей, уже стеснялось своих деревенских родственников- "колхозников".

соглашусь, одна причина из

Но вот например в Китае и Индии сейчас идут аналогичные процессы.

Но там не таких масштабов разрыва, то есть дело не только в одной миграции

Ценность родительской поддержки перестала ощущаться. Наша бабушка после войны в столовой работала, всю семью кормила. Так потом всю жизнь и была добытчицей. Наконец потребность семьи в материальном стала не такой острой, а перестроиться на новые потребности высшего уровня у детей бабушка не смогла, дети развились и раскрылись в жизни своими силами... ну и благодарность в результате оказалась минимальна, потому что понятие о том, что такое благодарность, тоже размылось.

А почему так произошло? Почему понятие благодарность размылось?

Полагаю, в нашем конкретном случае вопрос был в характерах весьма властной бабушки и упрямых детей, но я сейчас наблюдаю, как мои коллеги, пенсионеры, совершают ровно те же ошибки, это уже поколение "детей шестидесятых". Убеждена, что так сказать преемственность ошибок тянется поколениями. "Я внукам все даю, а они ничего не рассказывают, по дому ничего не делают, уходят в ночь и не говорят, куда, а я волнуюсь..." Работают, материально обеспечивают, ждут в ответ внимания, заботы, и ценили чтобы. Будто пытаются купить эту любовь, пока еще способны трудиться. И ничего не выходит. В свое время тоже все отдавали работе, а детям - что останется. Дети были накормлены и ходили в лучшую школу, внукам оплачивается любой каприз и учеба в лучшем вузе - но это предел. Старшее поколение не может сегодня научить благодарности, потому что сами не знают, что это такое?

Сытость. Где-то даже "зажраность" молодёжи. Сытость помноженная на лень. Молодёжь сама себя оправдывает нехваткой времени для посещения родственников и кладбищ. Семейные ценности и родственные связи размываются этими процессами.

Уровень жизни повысился. Если раньше одиночке выжить было в лучшем случае непросто, то теперь стало вполне возможно и даже не очень напряжно. Большая семья перестала быть необходимой.

послевоенному поколению не о ком заботиться стало и его дети остались без примера заботы о стариках, так и пошло по цепочке. к тому же, думаю из-за детских садов и школ дети в принципе от родителей отдаляются, воспитание перекладывается на плечи "профессионалов".

Соглашусь, война очень многое изменила в отношениях в семье на многие десятилетия вперёд

Ряд факторов. Первое -господствующая христианская мораль настаивала на почитании родителей, а люди, воспитанные на этих началах, как раз к середине 20-го века начали заканчиваться.
Советская власть, напротив, направляла свои усилия на превалирование общественных (коллективных) связей, над семейными. Здесь и героизация павликов морозовых, и поощрение стукачества на родных, и жены-враги народа, сидящие в лагерях, даже первых руководителей.
Огромное количество детей-сирот, в результате двух войн, которым просто не привили необходимой модели поведения.
Ну и такие социально-бытовые причины, как элементарное улучшение жилищных условий. До середины 50-х они были очень и очень скромны, у подавляющего большинства населения. А это значит, что родители, зачастую, жили вместе с уже взрослыми детьми, и их семьями, тут хочешь-не хочешь, а престарелых приходилось нянчить.

со всем согласен, хоть это ещё и не всё)

Это все хорошо разбиралось в книге https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0_(%D0%A2%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%80)
Основная идея - сейчас идет переход к постиндустриальному обществу. Если в аграрном обществе нужна была большая семья, в индустриальном, так называемая нуклеарная (родители и дети), то в постиндустриальном вообще "семьи бывают разные".

спасибо, читаю

Давно почитываю Ваши опусы, не утерпела,трепетно хочется высказать и свое, драгоценное мнение). У меня деток четверо, мне совершенно очевидно - современное общество, получив материальную стабильность, начало обожествлять детей. Им можно все, школьные психологи умоляют не ругать, не наказывать. Считается неприличным, если у ребенка нет планшета, своей комнаты, если он донашивает одежду за старшими. Родители отдают детям все, что могут, особенно, если ребенок один. На чадо непозволено кричать, хлопать по попе, загружать физическим трудом. И это несчастное существо чувствует, что высасывает среду, в которой живет, родителя, до донышка, и, вполне закономерно, стремиться эту среду покинуть. Как вирус. Так, не имея возможности отдавать взамен, ребенок и удаляется от родителей. " Я вот ему все отдала, аоннеблагодарный..." И родители стареют в одиночестве. Очень непросто не поддаваться порыву положить жизнь за ради дитятка.

Причин, мне кажется, несколько
1. Соц. Поддержка от государствп (пенсия, соц.работник и пр) позволила брошенным старикам выжить(поэтому они и заметны), и частично сняла груз ответственности с детей и внуков - "и без нас не пропадёт"
2. урбанизация, которая привела к
- разделение поколений по разным жил. площадям (городаи) - контакты стали требовать больших физических усилий
- снижение рождаемости(усугублённое всеми трагическими событиями первой половины 20го века) - единственный ребёнок уехал и некому стало оставаться при родителях
- дети и родители живут в "параллельных" мирах и мало взаимодействуют - дети учатся, родители работают, времени на общение мало, общих дел по хозяйству почти нет
- распад привычной среды обитания: знания танцев, песен, традиций стало не нужны(отчасти и из-за п.6
- комфортность городской среды позволяет пожилому жить одному - с молодых ответственность за него уменьшается(как и в п.1)
3. Общее наплевательское отношение к истории у нас, усугублённое событиями 20-го века : массовое уничтожение церквей, усадеб, старой застройки. Уничтожение семейной истории - когда люди боялись/не хотели рассказывать/узнавать про предков
4. Обмирщение общества - религия перестаёт быть чем-то значимым в жизни человека, а она всё таки, учила почитанию предков
5. Накопление знаний на материальных носителях и быстрое их устаревание - старики, как носители жизненного опыта, стали ненужны : то что важно, записано в книгах, всё остальное не имеет особой практической ценности. А сделать общие выводы на основе своего частного опыта, это не так легко, а потом ещё и объяснить молодёжи, которая уверена, что "у них всё будет по другому"
6. Культ прогресса - хорошо то, что новое, а то, что старое - это отжившее и интересное только историка, как старый айфон)

Но я не знаю:
как развивались отношения между поколениями в течении истории человества - когда перешли от убийства зажившихся стариков, как лишних едок, к их почитанию.
Насколько заботливы были отношения между поколениями в низших слоях общества - там не до сантиментов - борьба за выживание
Насколько часты были семейные разборки в высших слоях - там уже емть, что делить
И поэтому для меня непонятно: был ли "золотой век, который потеряли" в отношениях между поколениями.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account