?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Охота за страховыми досками. Тутаев.
yanlev
Наконец-то у нас начало получаться... казалось, лишения февраля и марта, когда хозяева домов дружно слали нас нахуй, остались позади.

Может, это была череда нелепых случайностей, может, мы начали накапливать опыт правильного общения, может, хорошим людям должно везти, а скорее всего, всё вместе.

В апреле 2009 года мы были на большом моральном подъеме. В самом Ярославле за зиму уже обнаружено несколько десятков табличек по частным секторам, оставалось одно - находить время, ездить, договариваться.

С временем как обычно туго.

Да и сiль в том, что тратить его на поездки по родному, изведанному вдоль и поперек городу, несколько не хочется, а хочется его тратить на поездки в другие города. А по Ярославлю можно кататься подспудно, например, во время обеденного перерыва у нас на заводе.

Вот и сейчас мы решаем потратить хороший, солнечный, апрельский выходной на исследование неведомого до селе нам городка. Его я берег на закуску. И близко, и интересно, и шансы найти что-нибудь полезное очень велики.

Левобережный Тутаев, тридцать километров от Ярославля вверх по Волге.

Парадокс, но за всю жизнь ни разу там не был - лишь исключительно на правом берегу. Вот в чем еще один большой плюс хобби - судьба заносит в такие места родного края (и не совсем родного), куда целенаправленно ты в жисти не попал бы, потому что цели в таких местах нет и быть не может.

А сейчас - есть.

Маленькие ржавые таблички приводят нас на пару подельником Валентином, и нашими же женами (сделаем охоту семейной) на левый берег Волги в Тутаеве.

Немного истории.



Тутаев, несмотря на всю красочность и приятнорусскость названия, называется так лишь с 1918 года - это такой красноармеец был. Древнее название города - Романово-Борисоглебск. Де факто это два города, находящихся друг напротив друга на берегах Волги, и железной рукой монарха объединенных в один. На левом берегу, где мы, Романов, но противоположном - Борисоглебск. Романов и гораздо старше, и круче Борисоглебска. Последний некоторое время был вообще заштатным городом, то есть имеющим статус города, но при этом не являясь центром уезда.

В основном вся культурно-общественно-экономическая жизнь проходила на левом берегу, в Романове, а Борисоглебск был его заречным дополнением. Об этом можно судить и по количеству церквей на разных берегах Волги.

Все круто изменилось в 1970-х с постройкой на правом берегу, в экс-Борисоглебске, Тутаевского моторного завода. Возвелись чудесные серые спальники, которые радостно заселили заводчане.

Моста через Волгу между двумя городами никогда не было, и де факто, несмотря на близость, они и оставались, и остаются разными городами.



С постройкой завода жизнь перенеслась на правый берег, и теперь уже левая смахивала на заштатную. Так, на данный момент при общей численности населения города в 41 тысячу человек, на левом берегу, в экс-Романове, живут лишь несколько тысяч. Правобережным жителям без нужды нечего делать на левом, а нужды, как правило нет.

Я, собственно, к чему такое отступление делаю. Благодаря ряду обстоятельств некогда самая развитая и богатая часть города, романовская, в наши дни осталась на задворках, что позволило сохраниться практически ста процентам исторической застройки. Все новые дома и учреждения строятся на правом берегу, а здесь новые постройки - лишь удел ярославских дачников, которых сюда манят прекрасные виды и неторопливый деревенский ритм жизни.



В общем, попадаешь в Романов - и как в город XIX века попал. Удивительно сохранившийся комплекс городской застройки, именно комплекс, а не отдельно стоящие здания.

Город не бедствовал, а стало быть, шансы на то, что у горожан водилось баблишко на страхование своих особняков, велики.

И погода стоит идеальная - солнышко уже яркое, апрельское, грязи еще особой нет, а самое главное, нет главного врага любопытных ярославских мужчин, которые ездят в другие города шарить глазами по фасадам домов - зелени деревьев. Которая эти фасады закрывает.

В общем, все на нашей стороне. Мы в Романове.

символ города - Казанская церковь, живописно ниспадающая по склону Волги



Вид на Борисоглебскую сторону


Город находится в очень живописном месте, сложный рельеф, который и придает прелесть. Условно говоря, он стоит на мощной круче на берегу Волги, круча изгрызена оврагами, по которым вниз бегут ручейки.



Добавляют колориту и сохранившиеся валы романовской крепости - Романов в XIV веке был центром одноименного небольшой княжества.

В общем, такое большое количество валов, обрывов, оврагов и откосов конечно придавало колориту и было удобно при обороне, но являлось головной болью романовцев - склоны постоянно сползали. Огромными валунами много веков жители боролись со стихией, как могли, укрепляя откосы



Не удивительно, что самые красивые дома находится на набережной и соседних улочках. Особняки как бы окаймляют овраги, через которые перекинуты мостики.

Однако, что это я вокруг да около. Давайте сами посмотрим на сохранившиеся архитектурные шедевры.

Каменные:









Деревянные:



И каменно-деревянные:



сплошная фасада:



Небольшая торговая площадь, на которой торговали веками, и пожарная каланча:



Интересно, что именно на местном базаре я нашел нужное мне средство "Крот", для чистки табличек, и скупил весь стратегический тутаевский запас - три литра.

у консервации во времени и пространстве, есть и минусы, какая бы ни была качественная постройка, за сто лет без ремонта кто угодно не выдержит:



Романов превратился в заповедник не только для имперского города, но и для сталинской эпохи, вернее, ее атрибутов в местном парке:





Ну а деталек то... набрать можно больше, чем в губернском центре





колесоотбойные тумбы - целыми рядами



Гуляем мы, гуляем, а главного то и не видим. Табличек то вообще нет!

Ладно бы были следы от них, это хотя бы свидетельствовало о том, что они существовали. Но нет и следов. Что удивительно - вроде небедный город, который в 1913 году учредил даже свое Романово-Борисоглебское городское страховое общество, а досок нет.

Такое может объясняться многим - например, что в советские времена поработал неведомый нам коллекционер-любитель (если поработали за последние лет двадцать, следы по-любому останутся), а может, поработал "Госстрах". А может, была кампания по ликвидации символов старого режима... много чего могло быть.

Но нет. Что-то да есть!



К сожалению, табличка висит неудачно, неудачно, конечно, для нас - она не под козырьком и весь текст уничтожила влага, хотя сама доска производит впечатление крепкой. Судя по всем внешним признакам - это уже приевшееся Ярославское Земство.

И уже под занавес поездки... огромный двухэтажный дом-красавец



Хыдыщ!



Усатый хозяин средних лет оказался дома - повезло. Рекорд по скорости - только мы объяснили суть дела и показали объект наших вожделений, он коротко бросил: "Я и не видел ее никогда. Мне не надо. Забирайте", и скрылся дома.

Святой человек. На таких Русь-матушка держится.

Табличка висела на грани возможностей - лестницы хватило только-только.



Опять полетел столетний птичий пух, он обнаруживается практически за каждой табличкой... труха...



и вот, артефакт у нас в руках. Снизу буквы практически не читаемы, видно, что что-то нарисовано, мы даже догадываемся что, но чтобы вникнуть - надо снимать. Неудивительно, что на нее никто не обращал внимания.



Перед нами страховая доска Российского Союза Обществ.

Если вкратце, смысл в чем. О городских обществах взаимного страхования я уже писал в предыдущей серии. Были очень успешные примеры подобного рода обществ, которые были в состоянии монополизировать весь городской рынок (пример того же Данилова), но были и слабые общества. Например, городское страховое общество соседнего с Даниловом Любима, после страшного пожара 1897 года, когда сгорел весь город, так и не оклемалось, обанкротилось, погибло.

в 1909 году был создан Союз Обществ, в который к 1917 году вошло 174 общества городов Империи, из 222. Он обладал значительным перестраховочным капиталом, обладал влиянием, престижем, и его существование положительно сказалось на страховом деле в России тех лет.

Если одно конкретное общество того или иного города с некоторым трудом могло противостоять агрессии коммерческих федеральных страховых монстров тех лет, то сообща все обшества неплохо держали позиции.

Для нас, собирателей досок, появление Союза сыграло скорее негативную роль. Дело в том, что Союз выпустил свои собственные доски, которые заменили аутентичные таблички того или иного городского страхового общества. Они были одинаковыми и вешались в городах, входящих в Союз, по всей территории Империи.

Непонятно, чем руководствовалось то или иное общество при выборе - стоит ли создавать "свою" доску, или вешать те, которые присылает "центр".

Например, ни в Данилове, ни в Ярославле подобной доски Союза обнаружить не удалось. Общества этих городов с давними местными страховыми традициями продолжали и после 1909 года вешать свои таблички. Хотя, вполне вероятно, они не входили в Союз.

Весьма логично предположить, что во вхождении в Союз не были заинтересованы богатые общества с большим капиталом, вроде опять-таки тех же Даниловского и Ярославского. А были заинтересованы молодые, неопытные, только созданные организации.

Эмпирическим путем коллекционерами табличек выяснена дата, после которой у новообразованных Городских Обществ не может существовать своя доска с оригинальным дизайном, когда они были вынуждены вешать доску Российского Союза Обществ. Это 1912 год.

Общества, которые были образованы после этой даты, вешали на застрахованные ими постройки доску Союза. За редчайшими исключениями.

"Романово-Борисоглебское взаимное страховое от огня общество" образовано в 1913 году, сразу же вошло в Союз, а итоги этого события у нас в руках - табличка Российского Союза Обществ. Период, когда этим обществом был застрахован дом по улице Ленина, также вычислить несложно - с 1913 по 1918 год. Тогда же была и прибита эта табличка.

Доска довольно таки популярная, потому как в силу специфики висит во многих городах России, и не только.

Материал - листовая жесть, фабричные краски, судя по всему, были не шибко качественными, потому что несмотря на множество найденных таких табличек по всем просторам необъятной, родные краски сохранили полторы доски



Обратите внимание, как любовно прорисованы запонки на рукавах



На основании этих двух находок можно сделать выводы о всей цветовой гамме доски. На этих выводах и была сделана цветовая реконструкция (Айше Бекташева, г. Москва)



Рукопожатие - основополагающий символ в страховом деле тех лет. Единство, связь, взаимовыручка, дружба. Две крепко пожимающих друг друга мужских руки присутствуют и на ряде других досок как символ ВЗАИМНОГО страхования.

Вот что попало нам в лапы в Тутаеве.

На территории Ярославской области довольно богатые традиции взаимного страхования - свое городское общество возникло практически в каждом уездном центре. Так, свои, оригинальные доски имеет, помимо уже известного нам Даниловского, Ярославское общество (о нем в следующих сериях), Рыбинское, Ростовское, и погибшее Любимское.

В 1913 году появилось страхование в Романове, вот его табличка, у нас в руках. В 1917 году - в Угличе. Там, наверное, вообще, никаких досок не успели повесить. В 1916 - в Мологе. Никаких сомнений, что если в затопленной Мологе и висели таблички местного городского общества, то это доски Союза Обществ.

Но к сожалению Мологи нет... а вот доску общества "Россия", некогда висевшую в Мологе, нам с Валентином в ходе мытарств по Яргубернии таки удалось найти...но об этом - в следующих сериях... а сейчас у нас день еще не кончен... мы едем в Ярославль, в Тверицы, есть там у нас кое-что на примете...

  • 1
Судя по характерным звездочкам, данное страховое общество было таки еврейским.

Маген Давид до революции не являлся общееврейским символом... гексаграмма часто встречается во внешнем декоре зданий, наружном оформлении, и никакого отношения к иудаизму не имеет...

становление Маген Давида как общееврейского символа произошло только в XX веке

"становление Маген Давида как общееврейского символа произошло только в XX веке"

- Эх, не успел царь Давид свой Trade Mark запатентовать...
Ну да, Маген Давид придумали в ХХ веке те самые Сионские Мудрецы как дополнение к своим Протоколам.
И Тору и заповеди Моисеевы тоже они придумали ))

аналогичный вопрос кстати задают относительно Русского Страхового - мол, если общество дореволюционное, какого хрена там советская звезда



то же самое - до революции смысловая нагрузка символа была иной, а зачастую и вообще отсутствовала

  • 1