Previous Entry Share Next Entry
Ярославская Парадная № 6
yanlev
Объект №6

Адрес: ул. Свободы, д. 12

Общая информация



Мощный трехэтажный дом, доминирующий в этой части улицы Свободы, построен в 1906 году гуру ярославского модерна архитектором Г. В. Саренко. Заказчик - господин Мазаев, имевший на первом этаже здания магазин "Петербургскiй Хлебъ", а на втором этаже возжелавший жить сам. Третий этаж, по легенде, был отдан сыну господина Мазаева, а оставшиеся площади были сданы в аренду прочим жильцам.

Большие размеры здания предполагают два парадных, оба до сих пор существуют, и оба обитаемы. Местные жители до сих пор называют их "кухарская лестница" - она в левой части здания, и "хозяйская" - она в правой. Смысл понятен. Левое парадное предназначалось для обитателей подсобных помещений, правое - для жильцов здания.

При более тщательном изучении предания становятся более реальными и осязаемыми. Несмотря на внешнюю идентичность, при ближайшем рассмотрении они действительно разные.

Итак, пройдем через арку соседнего дома Гидона, ул. Свободы, д. 14 (арка нашего дома заложена и переоборудована под торговые площади), и начнем изучение парадных этого дома с "кухаркиной лестницы".



Дверь

Сразу обращаем внимание на то, что внутренние объемы парадной хоть и немного, но выступают за объемы здания. Это, как мы уже знаем, называется эркер. Здесь, вернее, некий полуэркер - совсем небольшой, но свидетельствующий о серьезном подходе господина Саренко к роли парадных в постройке.



Сама по себе дверь не представляет никакого интереса. Новодел. Кодовый замок. Ничего особенного. Заходим.



Лестница и Площадки

Объединим эти два пункта, чтобы получить целостность картины. Здесь она пригодится. Итак, сразу попадая вовнутрь, обращаем внимание на высоту потолков - в парадном она практически четыре метра.



Первая этажная площадка нежилая - здесь торговые площади, а вход в них с улицы, с фасада. Но сразу же начинаются интересности. Лестница. Она оригинальная, выполнена в стиле модерн. Простовато, но легкоузнаваемо.





Поднимаемся, и на первой же межлестничной клетке - традиционное для модерна окно. Мы можем видеть его низ, основная же часть окна находится на следующей площадке. Общий объем многочисленными реечками расстеклен на множество окошечек. Здесь нет каких-то вычурных линий, наворотов. По меркам модерна это - бедно и скупо. Но по современным реалиям это окно - пример расточительства и непрактичности.



Окно оберегают перильца. Господин Саренко не предполагал, что посетители респектабельного дома, даже посетители "черного" парадного, будут пьяными вываливаться из окон. Это традиционная для тех времен мера безопасности - человек может подскользнуться на площадке, вывалиться в окно, и тонкие новомодные модерновские оконные реечки не удержат тушу несчастного. Для таких случаев и создаются перила.

Площадка второго этажа - жилая. Несмотря на то, что весь объем этажных площадок парадного был перепланирован, сохранилась ниша загадочного вида и предназначения.



Впрочем, на этом же уровне, на улице, мы можем видеть аналогичную заложенную нишу. По словам жильцов, это окно с торца служило для приема продуктов и материалов для кухни прямо со двора на второй этаж:



Площадка третьего этажа из былой планировки сохранила лишь загадочные ступени. Естественно, изначально тут не было двух дверей в отдельные квартиры, как сейчас.



О том, как были спланированы внутренние помещения, нам можно только догадываться. Опять же, со слов жильцов, лепнина на потолках комнат квартира неожиданно обрывается стеной, и прямо в современных кухнях и туалетах мы можем видеть ниши, подобных тому, какие мы уже видели на втором этаже.

Да что там говорить - со слов хозяйки квартиры на оном втором этаже, их жилье переоборудовано из кладовой для хранения мороженых туш!

Однако, поднимаемся дальше. После площадки третьего этажа лестница с модерновыми перилами идет вверх, как ни в чем не бывало, но там никто не живет.



На межлестничной клетке снова расстекленное окно. Сплошь заставленное зеленью.



Казалось бы, приятный тупичок-сад, но нет. Кухаркина лестница идет дальше, на чердак. Тут решили даже перила не докрашивать:



Путь преграждает грандиозное растение в кадке-ведре, для идентификации которого у автора банально не хватает знаний в области ботаники:



Заканчивается же парадное загадочной дверцей, очень похожей на иллюстрацию к произведениям Джанни Родари:



Это дверь на чердак! Его видно с улицы, вот они, самые верхние три маленьких окошка!



Проникновение туда - следующий этап нашей эволюции. А пока - начинаем спуск назад.

Замечательный вид с чердачной площадки:



Подробнее, просмакуем модерновое окно в обрамлении зелени и белья:



По пути назад обращаем внимание на оригинальную конструкцию новомодной на дату постройки здания бетонной плиты, и крепеж лестничного пролета:



И симпатичную лампу у входа, правда, явно не годов постройки:



Покидаем уютную "кухаркину лестницу" дома Мазаева. Многое изменилось с тех пор, когда оба входа в парадные составляли единое целое. Двор полностью перестроен. Теперь в соседнее парадное можно попасть лишь из другого двора, через арку дома за номером десять по улице Свободы.

Если мы сейчас видели "кухаркину" лестницу, то какая же окажется "хозяйской"?

  • 1
мечта - жить на чердаке... Ян, а там можно жить?!

Растение называется "диффенбахия".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account