Previous Entry Share Next Entry
Ярославские детали. Новая находка.
yanlev
Центр Ярославля неисчерпаем на находки.

Подтверждение тому - тихий дворик рядом с храмом Михаила Архангела, совсем близко от Спасо-Преображенского монастыря, пересечение улиц Революционной и Первомайской.

Итак, проникаем, великолепная панорама:



На такой конструкции прекрасно повеситься лунной ночью, под карканье ворон и звон колокола, но служила она не для этих целей.

Ранее здесь находился Ярославский ПрибороРемонтный Завод (ЯПРЗ), вернее, заводик, эти рельсы служили несущей конструкцией для подъемника. Раз, отремонтировали прибор в цеху - и вывозят его через створ на свет божий.

Сохранившийся створ:



Другой ракурс:



А что это за белые штуки висят где ни попадя? - поинтересуется пытливый читатель.



А это гипсовые украшения, барельефы, и тому подобное - продукт труда формовщиков, чья мастерская находится рядом. Придает колориту.

Конструкция бывшего подъемника целиком:



Но ни створки, ни барельефы, ни конструкция подъемника в целом - это не объект нашего сегодняшнего внимания и исследования.

Вот он наш объект, вернее, даже два.

Хренакс!



Хренакс!



Как минимум два отрезка рельса, из которых сварен подъемник, содержат старые заводские клейма, столь полюбившиеся мне еще со времен находки рельса князя Белосельского.

Видно плохо, снимал с неудачного ракурса, мешали сугробы, плохое освещение и корявые руки, поэтому лучше сразу привести клейма целиком:

Клеймо 1:

К.Ж.Д. 1912. XII НАДЕЖД.ЗАВ.Б.Г.О.

Эту надпись расшифровать удалось. Дата означает, что рельс был изготовлен в декабре 1912 года.

Надежд.зав. - это Надеждинский Завод. Б.Г.О. - Богословский Горный Округ, где этот завод находился. Это север Урала, ныне город Серов на севере Свердловской области, градобразующим предприятием которого завод является до сих пор, разве что переименовали его в "Металлургический завод им. Серова"

Вот Надеждинский на старой открытке:



Информация:

История возникновения металлургического завода им. А. К. Серова относится к концу XIX века и связана с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали. Завод был заложен 29 мая 1894 года и входил в состав Богословского горного округа. При закладке был назван Надеждинским в честь владелицы округа Надежды Михайловны Половцовой - супруги действительного тайного советника, члена Государственного Совета А. А. Половцова. Работы по проектированию и строительству завода возглавлял известный горный инженер, главноуправляющий БГО Александр Андреевич Ауэрбах. Завод состоял из доменного, мартеновского, прокатного и обслуживающих цехов.

19 января 1896 года была получена первая сталь, а 3 марта того же года прокатаны первые железнодорожные рельсы. Завод вступил в промышленную эксплуатацию и обеспечивал рельсами строительство железной дороги. 3 марта 1896 года считается днем основания завода.

По размерам производства, техническому оснащению Надеждинский завод в дореволюционной России считался крупнейшим в уральской металлургии, его оборудование было изготовлено фирмами из Германии, Франции, Бельгии.

В 1913 году, в канун Первой мировой войны, Надеждинский завод выпускал более 20 % всего производства черных металлов на Урале.


Вот откуда прибыл к нам в Ярославль далекий гость.

Интересно клеймо К.Ж.Д., по нему как раз вопросы. Как известно, рельсы в большинстве случаев изготавливались по тому или иному заказу для той или иной железной дороги.

Дорог, начинающихся на буквы К., слишком много (например, Кишиневская, Курская, Киевская), следовательно, нужно знать, какой именно принадлежала аббревиатура КЖД, а это несколько сложнее.

Но это не помешает нам представить далекий путь столетнего гостя с северного Урала на ярославскую землю.

А вот со вторым клеймом все сложнее.

Клеймо 2:

Г.З.И.Т.П. 26г. ХI Т.Ж.А.

Если с датой производства рельса все ясно - ноябрь 1926 года, то с аббревиатурами посложнее.

По логике, вместо Т.Ж.А. должно быть написано ТЖД, тогда хотя бы можно было представить, что это гигантская Томская железная дорога, или Ташкентская. Но буква "А" довольно четко выражена, а Ж вообще слабовыражено, скорее, это III.

Что же за такая страшная вещь - Г.З.И.Т.П. - пока тайна пусть и не за семью, но хотя бы за тремя печатями.

Предлагаю всем интересующимся покопаться, порыться, что-то выяснить по этому клейму, и представить судьбу попадания рельса в основание подъемника бывшего прибороремонтного завода прямо в сердце Ярославля.

Спасибо что были с нами, любите свой город)

  • 1
Интересно :) а я доску Городоского Взаимнаго закончил красить. см в моих записях )))

rashidkas

(Anonymous)
Фрагменты с клеймами надо вырезать,зачистить,перечитать проявившиеся надписи и красиво оформить по стекло. Направление расшифровки первой аббревиатуры: "Гос. з-д им. тов.Пугачева" )

К слову о страховых марках

К слову, мы тут недавно с детишками погуляли по ЯРославской области.
http://pics.livejournal.com/old_paddler/pic/0006re4b/
http://pics.livejournal.com/old_paddler/pic/0006s6ye/
Если интересно - о месте нахождения в личку.

Прикольный сайт! Все цивильно сделано.

(Anonymous)
В прошлом годы был на Ибице, так там познакомился с человеком, у которого стиль изложения материала очень похож на ваш. Но, к сожалению, тот человек очень далек от Интернета.

Симпатичный сайт! Все прикольно сделано.

В отношении К.Ж.Д. я пытался узнать у железнодородных музейщиков, но точного ответа так и не получил, тем не менее мы пришли к выводу, что самая вероятная расшифровка - "казенные железные дороги" (т.к. в то время были еще и частные ж/д) и эти рельсы делались, как сейчас говорят, под госзаказ.

Про КЖД - это Китайские железные дороги http://www.ugmk.com/common/img/uploaded/658-03_UGMK_web.pdf, стр. 6, внизу справа

Нашел рельс на станции Мысовая - К.Ж.Д. 1911.НАДЕЖД.ЗАВ.Б.Г.О.- сохран отличный . Прикинь - валяется под ногами , все ходят , запинаются ...


  • 1
?

Log in

No account? Create an account