yanlev (yanlev) wrote,
yanlev
yanlev

Categories:

Конец старого ярославского планетария.

Целых два дня, 8 и 9 июля 2011 года в Ярославле происходили драматические события, от которых кровь стынет в жилах - на улице Трефолева с бывшего здания планетария отковыривали барельеф "ПЛАНЕТАРИЙ"

В принципе, никто не сомневался, что после переезда астрономов в новое здание на улицу Чайковского старый планетарий возвратится исконным владельцам - Казанскому монастырю.

Это здание Покровской церкви 1820-х годов постройки, вполне вероятно, оно и выжило в лихолетья советской власти только благодаря тому, что на сводах купола было идеально показывать звездное небо, и в 1948 году здесь разместился планетарий.

В 2010 году был выстроен новый планетарий, лихолетье прошло, и здание вернули в лоно церкви. Вполне естественно, что новые старые владельцы захотели немедленно всячески подчеркнуть наступление вселенской исторической справедливости:



Однако, подобная перетяжка смотрится совершенно неброско по сравнению с огромными буквами ПЛАНЕТАРИЙ по верху фасада. Надписи вступили в диссонанс, и остаться в ближайшее же время должен был только один.

И вот, 8 июля 2011 на пульт дежурного поступил тревожный звонок от городских активистов - некие мужики с лесов сдирают буквы. Уже погибли ПЛ, а скоро и АНЕТАРИЙ своей участи не избежит.

На место немедленно выехал наряд в лице одного человека, то есть меня. Это заняло около двадцати минут, и к моменту моего приезда оставался уже НЕТАРИЙ.



Колоритный бородатый мужик топором обрабатывал букву Н. Я начал фотофиксировать процесс на дорогостоящую высокоточную технику, но к сожалению, предоставить я его не могу, потому что я мудак и фотки просрал.

Пришлось ограничиться фотками плохого качества:



Безразличные грёзы, прощаясь одна за другой, улетают навечно, покинув ещё одного:



Пытаясь приостановить происходящую на моих глазах вакханалию, я вступил в контакт с бородатыми представителями безжалостного исторического Молоха

Надо было спасать хотя бы толику материального наследия города. В конце концов, я даже был в планетарии в 11 классе на уроке астрономии, у меня с ним многое связано.

Заинтересовав представителей Молоха материально, я стал ждать внизу хотя бы одну спасенную от уничтожения буковку.

Как выяснилось, барельеф сделан, судя по всему, из гипса, держащегося на тонкой арматурной конструкции в виде той или иной буквы. Гипс уже старый, ему уже 64 года, поэтому целиком буквы отодрать очень сложно - под топором они разваливались на куски.

На моих глазах раскололась на четыре части и упала к моим ногам буква Е.

Буква Т разломалась натрое.

Далее процесс приостановился на день, потому что рука с топором уже не доставала до буквы А, надо было двигать леса, и сложное действие было перенесено на следующий день.

К воскресенью, 10-ому числу, дело было сделано:



Буквы не только отодраны, но и следы закрашены, чтобы ничто не напоминало о проклятом светском учреждении.

Остатки буковок бережно убраны в мешочки, а потом будут бережно выкинуты



Но, оставив свои координаты, я рассчитывал, что хотя бы одну букву застимулированные старатели мне отдерут в целости. Так оно и вышло. На следующий день я обнаружил в своем телефоне 10 пропущенных вызовов, и понял, что ангажирование увенчалось успехом, буква снята.

Но какая? На фасаде оставалось символичное слово АРИЙ. Простенькая Р? "И" слишком сложная - развалится. И с козявкой сверху, то есть Й, выглядела покрепче.

Ни то, ни другое, не третье.

Мне досталась вторая в слове буква А.

Она изначально несколько отошла от фасада, даже я видел, и подцепить её топором было довольно просто.

11 июля с утреца я заехал на объект, где мне в авто бережно погрузили 64-летнюю ярославскую детальку:



Пока данный артефакт, напоминающий о целой вехе в жизни города, занял скромное место в коллекции подобной дряни - в углу по соседству с рельсом князя Белосельского, пистолетом, "негативным" автомобильным номером, архивным планом владения господина Соболева по Ильинской улице, и португальскими страховыми табличками, снятыми в Лиссабоне:



Параметры артефакта: длина 70 см, вес - около 12-13 килограмм.

Завершая эту бурную драму, следует заметить, что у меня присутствует легкое подозрение, что изображение планеты Сатурн над входом в православную обитель тоже может не устроить новых владельцев, так что и по поводу Сатурна удочки тоже закинуты, ждем звонка



Внутри здания экс-планетария коллекция сумасшедчины продолжила пополняться и эволюционировать.

Естественно, бравым бойцам топора и шпателя, отковыривающим надпись "ПЛАНЕТАРИЙ" с фасада, были оставлены контакты на возможное отковыривание Сатурна над входом, ну и вообще, на всякий случай.

Всякий случай не замедлил себя ждать на следующий же день.

- Ян, приезжай, у нас тут кое-что есть для тебя, провещала мне телефонная трубка, ну я и поехал.

Напомним, здание планетария изначально являлось церковью Покрова, зрелый классицизм, 1820-е, в 1947-1948 годах перепрофилировано под планетарий, если я не ошибаюсь, всего лишь шестой по счету в Советском Союзе. В 2010 году в связи с постройкой нового здания планетария, возвращено церкви.

Весь 2011 год из здания изгоняется планетарный дух, а после здесь будут возобновлены службы.

Вот это здание, смуглый уроженец восточных земель скоро приступит к уничтожению символичного слова АРИЙ:



Заходим вовнутрь, здесь тотальный разгром:



Последние годы Планетарий делил помещение с неким Провинциальным Колледжем, в связи с этим материальное наследие осталось богатое - и по образовательной части, и по космической. Организация отступала в спешке, как говорится, Конрад разрешил женщинам покинуть осажденную им крепость лишь с тем, что они могут унести на себе. Осталось много всякой ненужной хрени, которую выкидывают:



Видимо, невозможным представилось также вывезти и эти прекрасные сталинские статуи в новый планетарий, как говорится, китайский сайдинг и советский гипс не совместимы:



Конечно, это главные исторические персонажи советского космического мира, Джордано Бруно, пострадавший за идеи, изображен в момент расплаты:



И Галилео Галилей за любимым делом:



Если я не ошибаюсь, статуи имеют еще более раннее происхождение, в планетарий попали из ярославского антирелигиозного музея как творения, имеющие отношение к космосу.

Захватить статуи нахрапом не удалось.

Они будут переданы в некий "музей".

Будем надеяться.

В другом зале идет демонтаж созвездий. Они сделаны из нечто, похожего на холст:



При мне очередь дошла до Близнецов:



Обратим внимание на замечательную сталинскую лепнину, идущую поверху и обрамляющую дверные проемы:



Окошко касс смотрится сиротливо:



А вот и главное помещение - здесь был деревянный купол, на котором поколения школьников изучали звездное небо, под его сенью пили пиво, так как астрономию изучают в одиннадцатом классе, а в одиннадцатом классе жить можно. Сейчас этот купол уже демонтирован:



За куполом открылись остатки фресок, некогда покрывавшие своды храма:



Во фресках можно до сих пор угадать лики святых:



Сломанный купол вперемешку с хламом на полу демонстрационного зала:



Рядом с хламом на полу аккуратно выставлена цель моего визита.

Дело в том, что стены входного холла планетария отделаны роскошной сталинской гипсовой плиткой:





Входной портал в планетарий:



Когда рабочие сломали купол планетария, за ним, на импровизированном чердаке, обнаружилось некоторое количество НОВОЙ плитки. Очевидно, в 1947 году, в ходе отделочных работ, оказался избыток плитки, излишки закинули на чердак, "на потом". "Потом" наступило только в 2011 году.

Новехонькая плитка образца 1940-х годов:



Плитку аккуратно спустили с чердака на пол зала:



Естественно, я не замедлил придти к компромиссу и приобрести некоторое количество. В мире современных строительных отделочных материалов, где правит бал китайское безликое говно, сталинская плитка 1947 года, которой был отделан ярославский планетарий, вещь с душой, кажется настоящим сокровищем. Особенно, в таком весомом количестве.

Помимо плитки, на свет божий с чердака явилась коллекция фото-коробов "Освоение советского космоса". Фоток не сделал, представляет собой деревянную раму примерно 70 на 70 см, на раме слюдяная фотография между двумя стеклами. Короб вешается на стену и подсвечивается изнутри лампами - получается выставочный световой короб 70-х годов.

Не знаю, зачем мне пыльные короба 70-х, смахнув пыль с которых можно угадать Терешкову, Гагарина, конструкторское бюро Королева и корабль "Союз", но пусть будут.

В ходе нескольких заездов меня постоянно снабжали бонусами, питая живительной субстанцией мою треш-коллекцию.

Куски лепнины (белая - тоже новая, с чердака, покрашенная - разломанная из холла):



Непонятного предназначения лопатка, выкопанная рабочими при проведении земельных работ рядом со зданием планетария:



Похоже на лопатку для торта, но украшена больно богато и характерным орнаментом. Не исключено, что это церковная утварь (вероятно, лопатка для подачи просфор при причастии?).

Ну и под занавес мне вручили две коробки с книгами, также обнаруженными в пыльном углу чердака:



Советские учебники следует оставить детям, хорошая вещь. На этот атлас для 10 класса я помнится молился, еще будучи второклассником, борьба за передел мира в начале XX века, вещь, вызубрил наизусть, как там... "Стратегические континентальные железные дороги (Багдадская и Каир-Кейптаун"), и "Массовый расстрел коммунаров на кладбище Пер-Лашез"



Куча интересных диафильмов. Новосибирск, Казань, флора Северной Америки, географические открытия, тема!



А вот и сам проектор появляется на свет божий из недр пыльной коробки, уже редкость:



Будет чем заняться томными зимними вечерами в кругу семьи - темно, мерцает изображение на простыне, семья смотрит советскую Казань - что может быть лучше, мечта!

Ну и главный приз ждал на самом дне коробки - книги по краеведению, которых у меня в собрании не было:



На этой мажорной ноте мы и заканчиваем наш общий визит по зданию уже бывшего планетария в исторический момент его падения. Прошлого не вернуть, надо хранить то, что имеем.

Спасибо что были с нами,

любите свой город,

и конечно же,

пока)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments