Previous Entry Share Next Entry
Эмоции в фотографиях об Израиле. Часть V.
yanlev
Проснувшись от дьявольского тарахтения погрузчика за окном, возникло жгучее желание искромсать его в бессильном гневе своей любимой заточкой.

Но, попамятовав, что мы находимся в городе трех религий, в сердце мира, где во благо самого существования человечества надо быть терпимым и толерантным, я простил погрузчик, и задумчиво примотал заточку скотчем на место - на правую икру.

Негоже допускать крамольные мысли на Святой Земле, и давать волю гневу. Ведь все приличные религии учат, что это не тебя разгневали, это ты разгневался.

Лучше прогуляемся по городу, и познакомимся с его обитателями.

Пошарившись по прилегающим к нашему лакшери-готелю улицам, мы вновь оказались там, куда выводят почти все улочки и переулки Нового Города, или, как его многие называют на империалистический лад - Даунтауна. На Яффскую улицу.

"Иерусалимский Даунтаун" - звучит.

Это прямо круче крылатого выражения "Владыко Кирилл отправился на вик-енд заниматься снорклингом"

"Яффская улица по городу идет, Яффская улица на Запад нас ведет":



Улица оживленная, торговая, куча всяких магазинов, бутиков, лавочек-хуявочек. Такие улицы во всех городах планеты очень любят женщины. Моя жена - это женщина, и она тоже любит такие улочки.

Пока супруга патрулировала бутики и хуявочки, я занимался привычным делом - стоял на улице, впитывал в себя городской аромат, наслаждался атмосферой, и изредка фоткал персонажей.

Давайте, по традиции, познакомимся с некоторыми из них.





- Алло, хабиби! Хабиби! Тут в бутике на хиджабы апрельские скидки - два хиджаба по цене одного! Есть розовые и салатовенькие, как я люблю, хабиби! У тебя есть денежка, ты ведь должен был сегодня получить пособие!?Приезжай! Я люблю тебя, хабиби, ты мой хабиби! Жду на Яффской улице у магазина "Хиджаб'з казуал"!

Следующий:



- О-хо-хо-хо. Как же жарко в этой шляпе и пальто, кто бы знал. И борода колется. И зачем, зачем все это, Ваня, зачем ты эмигрировал в Израиль, зачем ты в 88-ом году пришел в израильское консульство и представился Исхаком Розенбергом, который всю проклятую советскую власть на самом деле мечтал о земле Обетованной. Ну какой из тебя Исхак Розенберг, ты же Иван Розмарев, мелитопольский слесарь-инструментальщик пятого разряда, зачем ты променял родной Мелитополь на все это, зачем, ну зачем мне эта шляпа, боже мой, как жарко то!

Некст:



Он - ей:

Гоп-стоп, Ты отказала в ласке мне. Гоп-стоп, Ты так любила звон монет, Ты шубки беличьи носила, Кожи крокодила, Всё полковникам стелила, Ноги на ночь мыла, Мир блатной совсем забыла, И перо за это получай!

Далее:



Леди думает:

"Так, Рахэль, повторяй про себя, до экзамена осталось всего лишь три часа. Эпителиальная выстилка фаллопиевых труб имеет реснички, биение которых создает движение тока жидкости. Этот ток жидкости и направляет в фаллопиевую трубу яйцо, готовое к оплодотворению. Е-мое, Рахэль, что за дурь, ты же хотела идти на факультет востоковедения. Пойду лучше еще семечек куплю, а то закончились."

Далее:



Он:

- Дорогая, а ты что-нибудь слышала про БДСМ?
- Но хабиби, я же только-только перешла в десятый класс, видимо, мы еще не проходили...

Ну и наконец:



Он: - Мальчик, если еще раз сфотографируешь агента МОССАДа при исполнении, я на тебя прыгну и лицо тебе обглодаю.

В общем, весело на Яффской улице, душевно:



На ней очень симпатичные фонари:



Вот они крупнее:



На заднем плане - великолепный рисунок, обещающий иерусалимцам новый классный трамвай. Трамвай ходит, иерусалимцы не выглядят грустными, наоборот, довольными. Традиция разрисовывать подобными рисунками торцы зданий или фасады брошенных/реставрирующихся домов - это прекрасная традиция, имеющая сугубо европейские корни, что только подчеркивает вектор развития ближневосточного города. Весь рисунок:



"Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна":



Таких табличек в Иерусалиме нет, хотя за последние полвека ему это более актуально, нежели Ленинграду, который владеет авторскими правами на вышеприведенную надпись. Как раз за недельку до нашей поездки в городе опять взорвали автобусную остановку, причем впервые за несколько лет.

В связи с этим за нас с какого-то ляда переживали и волновались, но я подобного рода вещей не боюсь - потому что, во-первых, рожденный быть похищенным инопланетянами не утонет, во-вторых, шансы, что тебе на встречку на трассе в России вылетит пьяный долбоеб, в десятки раз выше, что ты окажешься именно на той самой автобусной остановке именно в то самое время, ну и в-третьих, как поется в одной известной в узких кругах песне, "но мы нажрались и их не боялись".

Кстати, о нажрались. На Яффской улице я нашел великолепный лабаз с большим количеством пива со всего света, и не смог устоять перед парочкой небольших бутылочек крепкого бельгийского эля. На фотографии, конечно, в первую очередь не ярославский алкоголик, а Иерусалим - центр мира:



Шикарная деталь этой части города, как говорится, обожаю склепы, обожаю чугунное литье:



Странно, что я не кинулся искать клеймо - чугунную продукцию тех лет в обязательном порядке клеймили. Наверное, был занят чем-то другим.

Например, увидел прекрасную эмблему с оптической винтовкой некоего местного израильского ведомства:



Надо им будет обязательно написать и предложить в качестве девиза и боевого клича название легендарной песни группы Гражданская оборона: ВИНТОВКА - ЭТО ПРАЗДНИК, ВСЁ ЛЕТИТ В ПИЗДУ!

Оформление изразцового магазина, роскошь!



Я же обожаю изразцы, а местные ремесленники, как оказалось, ими славятся. Конечно, я не смог отказать себе в удовольствии привезти на Родину несколько. Один из них, со словом "Шалом", повесил на входе в контору, некоторые посетители испуганно вздрагивают. И это отлично:



Обошли по кругу Русское Подворье. Это довольно большой квартал в Новом Городе:



История довольно интересная. Русские были одними из первых, кто поселился за пределами Старого Города в середине XIX века, купили здесь большой кусок земли, и стали отстраиваться. Основная цель - гуманитарная, встреча и проводы паломников и пилигримов, служение Господу непосредственно на месте, ну и вообще, иметь свое представительство в Палестине - это круто.

К XX веку России принадлежало до 70-80 объектов недвижимости в Святой Земле. Естественно, СССР на нее было почти насрать, да и далеко не факт, что СССР являлся законным правопреемником этой собственности, в первую очередь, церковной. После перехода этой части города под израильский контроль, в 1950-х здания Русского Подворья стали ползуче занимать разные израильские ведомства.

Тут-то советские власти и оживились - понадобилась кому-то собственность-то! Когда Иерусалим был арабским, брать с братьев меньших бабло было как-то не комильфо, да и нет его, бабла то у братьев меньших.

Предложили все это впарить евреям, им понадобилось, и, стало быть, впарили. В 1964 году состоялась "Апельсиновая сделка", когда почти все русские объекты на территории Иерусалима были проданы, если память не изменяет, где-то за 3-4 миллиона долларов. Чем рассчитались евреи с СССР, думается, уже понятно из названия сделки.

Сейчас что-то по мелочи возвращают назад, потому что легитимность и наследства СССР, и следовательно, "Апельсиновой сделки", сомнительна, да и не все объекты толкнули. Статус, например, Сергиева подворья (в составе русского квартала), не был определен, и в 2009 году удалось отжать его назад.

Сейчас идет реставрация за наши кровные, но в целом, выглядит очень достойно:



А что там за флаг реет? Это флаг Императорского Православного Палестинского Общества, едва ли не старейшей отечественной гуманитарной организации, основана в 1882 году.

Вообще, именно на рубеже XIX и XX века тотально вырос поток русских паломников на Святую Землю, пример подавала императорская фамилия - как раз в этот период и её, и всю отечественную знать потянуло на духовное.

Наш Свято-Троицкий собор:



В последнее двадцатилетие православная церковь по понятным причинам снова активизировалась на Земле Обетованной. Неожиданно снова поверили в Господа нашего Иисуса Христа миллионы соотечественников, и потоки паломников и пилигримов вновь хлынули в Ершалаим, как сто лет назад. Это хорошо. Чем шире кругозор - тем лучше.

Одно известно точно: русской церкви совершенно не по пути с израильской полицией:



Однако, пора бы и в Старый Город. Там симпатично:



Весь Иерусалим построен из местного известняка, я бы даже использовал тавтологию и сказал бы, известного известняка - он такой с золотистым отливом. Поэтому весь город воспринимается как золотисто-желтый:



Еще с тех времен, когда мамонты еще наверное не умерли, а Рим был обоссаной речной долинкой с камнями, по которым скакали полуголые грязные люди в набедренных повязках, с тех пор когда людишки еще бежали толпами из Евразии в Северную Америку по полосе суши на месте Берингова пролива, еще с тех пор Иерусалим был очень крутым городом.

Он четко делится на четыре квартала - Мусульманский, Христианский, Еврейский, Армянский. В Дамаске Старый Город тоже делится, но там деление попроще, и основное отличие - что в Христианской части наливают, а в Мусульманской нет.

Здесь все запутаннее и серьезнее.

Мы вошли в Христианскую часть:



Названия кварталов и улиц выполнены изразцовыми табличками, это хороший признак.

Наличие большого количества крестов и спутниковых тарелок дают понять, что мы действительно в христианской части:



Здесь большое количество самых разных миссий, орденов, концессий, паломнических гостиниц, и, конечно, самих паломников:



Все, все тянутся к свету, все страны и народы хотят быть как можно ближе к святыне - Гробу Господню:



На значительной части улиц раскинулся рынок, торгуют, по традиции, арабы:



Да, времена меняются, евреи сдают позиции, и традиционную нишу - торговлю, осваивают другие народы, ну и вообще, как говорится в отношении немцев и евреев, самые лучшие вояки стали самыми лучшими торгашами, а самые лучшие торгаши стали самыми лучшими вояками. Бог ты мой, куда катится мир.

Как писал еще в эпоху гражданских войн в Древнем Египте некто Ипувер в своем "Речение Ипувера" - "Воистину: земля перевернулась, подобно гончарному кругу." Так же стремительно меняются и роли на Ближнем Востоке.

Восточный базар на иерусалимских улицах конечно колоритный:



Но ориентирован в первую очередь на туристов и паломников. На восточных базарах в сотенке километров к северу или к востоку за подобные футболочки ухо откусят:



Я, собственно, к чему, про базар то. Ведь мы активно ищем храм Гроба Господня, а он в лабиринте улочек не находится. Я знаю, что он в глубине квартала, надо найти лаз, но все улочки заняты рынком, не находится, и в итоге проходом к храму оказывается щель между коврами. Так сразу и не заметишь.

И вот, главная святыня христианского мира открылась перед нами во всей своей суровой романской красе:



Надо отметить, что уже на улицах Старого Города я в спешке допивал вторую бутылочку бельгийского эля (я же две взял). И при приближении к Храму я начал думать - правильно ли это. По уму, надо бы настраиваться на Святыню, особая атмосфера, чистая душа, а я пивом давлюсь. Может, в Иерусалиме вообще пить - это кощунство? Интересно, думаю, по христианским канонам я тотально конченый козел, или еще в меру? Рассматривают ли эти каноны употребление пива рядом с Гробом Господним как смертный грех, или это не регламентируется? И если да, то какие границы? Сто метров, двести? Километр? Или границы должны быть в душе?

Выкинул аккуратно бутылочку в урну со львом, и крепко задумался.

В конце концов, именно Иерусалим - это то место, где можно крепко задуматься.

Сижу, я значит, на ступеньках перед собором, смотрю на Храм Гроба Господня, и думаю. Конченый я человек, или все-таки нет. Есть ли Бог, или нету его?

По уму, у меня были все шансы стать атеистом, причем очень циничным - я же мальчик, родившийся в Советском Союзе, получивший подобие исторического образования, я в семь лет любил одного лишь Владимира Ильича, и вообще, все происхождение религий должен трактовать в научном ключе.

Ну, навроде "основы христианской религии кроются в мистерианских культах народов Восточного Средиземноморья".

Но, я как ни странно, во что-то или в кого-то верю.

Примерно смысл в чем.

Человек может считать, что он может объяснить большинство явлений, событий, процессов, происходящих на земле, но это большое заблуждение. Силы человека, силы науки, были преимущественно направлены на то, чтобы объяснить процессы и явления, протекающие в привычном, окружающем его материальном мире. Естественные науки, физика, химия, математика, медицина, биология - в этом человек, бесспорно, преуспел.

Объяснение можно дать многому из того, что окружает человека, то, что он видит, может пощупать, послушать, все, что только могут воспринять его органы чувств. Можно давать стройные объяснения цивилизационным теориям, появлению Вселенной, менталитету киргизов, провести причинно-следственную связь от выпитой тобой чашки чая до смерти дельфина на юге Атлантики. Все это здорово.

Но есть некие другие закономерности и явления, которые человек не то, чтобы объяснить не может - он не может их даже толком заметить, хотя с их проявлениями сталкивается каждый день.

Я называют эти законы "энергетическими", раз в их отношении нет единой теории, а одни лишь догадки. Не приплетать Чубайса.

Совсем просто говоря, в таком привычном человеку мире, действуют и иные законы, и проявлений их - масса, просто человек их не систематизировал, не исследовал, не изучил, и скорее всего, вряд ли изучит - не дано.

Конкретные примеры?

Да пожалуйста. Каждый из нас сталкивался с тем, что он не может избавиться от ощущения, что на него смотрит сзади другой человек. Он не видит его даже боковым зрением - но чувствует. Оборачивается - и верно, смотрит.

Или когда сзади кто-то незаметно подходит. Бесслышно, невидимо, он даже не дышит, ни единого звука, но ты чувствуешь - сзади кто-то есть, стоит за тобой. Ты не знаешь, чем и как ты это чувствуешь, но ты - знаешь.

В чем измерить взгляд человека? В чем измерить энергию другого, когда он подошел к тебе вплотную сзади? В джоулях? В ньютонах? В ваттах?

Мы часто говорим - от этого человека так и прет энергией. "У него очень хорошая энергетика". Мы чувствуем это. А какого-то человека даже и не заметим, пройдем мимо - он серая мышка, в нем нет энергии. Последний оборванец может на тебя так посмотреть, и ты почувствуешь такую силу, идущую от него, что пропотеть можно. Как он это сделал? Что идет? В чем померить?

Ну или вот, мои так сказать рассказы. Неоднократно читатели мне признаются, что от них веет позитивом, некоей энергией, зарядом оптимизма. Прямо аж с экранов хлыщет. Где бы этот экран не находился - хоть в Мексике. Люди "заряжаются" моим позитивным посылом, который я вкладываю в слова, дочитывают, и продолжают заниматься своими делами с хорошим настроением. То есть, мне удалось передать мой положительный заряд оптимизма, мою энергию, на огромное расстояние другому человеку, и не одному, а десяткам, сотням - и от меня не убыло, есть еще.

В чем предлагаете замерить этот заряд?

Таким образом, не только люди, но даже слова, сказанные ими, имеют некую энергию, некую заряженность, положительную или отрицательную. Если мы зайдем в помещение, где сто людей улыбаются, говорят друг другу приятные вещи, мы скажем - ах, какая прекрасная атмосфера, какая энергетика у этого места! Если же сто людей в помещении проклинают друг друга, энергетика становится отрицательной для человека.

Откуда она взялась? Люди вложили в слова? Куда она уходит потом? Исчезает? Тогда почему в некоторых местах энергетика остается, несмотря на отсутствие людей? Почему про некоторые места мы говорим - здесь очень благостно, так хорошо, я наполняюсь энергией?

А в некоторых местах наоборот, очень неуютно, неловко, мрачно. Вроде бы и ничего объективного нет (из привычного физического мира вещей), а скорее хочется уйти - давит что-то.

Почему, как правило, свежепостроенные храмы - бездушные, пусть даже с богатым убранством, а в старых, неказистых - приятно находиться, тепло? Есть даже такое понятие - "намоленный". Сотни тысяч людей согревали храм своей энергией, своими чаяниями, надеждами сотни лет, люди умерли, а в храме по прежнему тепло.

Почему у Стены Плача была такая особая атмосфера? Святое Место? Но энергию месту послал не Яхве, а миллионы, десятки миллионов людей, которые тысячами лет изливали здесь свои эмоции.

То, что подобная энергия существует, для меня бесспорно. У каждого человека она есть, больше, или меньше. Я читал теории, что она идет этаким острым клином перед лицом человека, но это, конечно, ересь, потому что померить или увидеть её невозможно.

Куда девается эта энергия, когда человек умирает? Растворяется? Улетает? Группируется вместе с другими? Попадает на весы?

Когда двенадцать лет назад моего отца увезли в больницу в три ночи, было светло, разгар июня. Тихая летняя ночь - ни дуновения, ни ветерка. Никто не спал.

Неожиданно, пол-пятого, перед домом заводили хороводы листья, налетело некое подобие небольшого шквала, нагнулись деревья, и мощный удар последовал в стекла, так, что они задребезжали. И все стихло.

Время смерти отца - 4.30. У него было очень много энергии, он был очень харизматичен. Вероятно, этой энергии хватило на это, вероятно, на что-то большее, на что - мы не знаем.

Потому что мы не знаем, что потом.

Я допускаю, что некоторые состояния этой энергии, некоторые формы, можно назвать каким угодно словом, потому что все это все равно будет неверным - и есть Бог, Высший Разум, опять-таки можно назвать каким угодно словом, потому что все равно будет неверным. Не то, что допускаю, я верю в это, потому что чувствую и вижу слишком много проявлений этой самой энергии, хоть и это слово тоже кривое. Просто привычное.

Человеку не суждено понять сущности этой самой энергии, сиречь Бога, сколько не старайся. Какой Бог, если человек не в состоянии измерить в чем-либо взгляд другого человека? Наверное, в этом мои взгляды схожи с бахайцами, о которых я недавно упоминал. Бессмысленно человеку понимать сущность Бога.

Естественно, под такие мои взгляды и мою веру не вписывается ни седой мужчина с бородой, сидящий на облаке, ни заветы индийского принца, ни кодекс заповедей кочевников Аравии.

Религия в той форме, как она существовала и существует - это в первую очередь социальный инструмент, который позволяет организовать грамотное существование того или иного социума, по определенным законам, и одновременно ответить на главные вечные вопросы, которые терзали и терзают человека - зачем жить, и что после смерти?

Любой человек хочет гармонии с самим собой, это его главная конечная цель. Все остальное - лишь средства. Отсутствие ответов на главные вопросы с большой доли вероятности вносят дисгармонию в жизнь человека, а это недопустимо. Религия дает все ответы, и человеку хорошо. Это самый простой путь. Все предопределено, живи-не тужи, маленьких не обижай, а умрешь - тебя рассудят на весах, и начнешь новую жизнь - все хорошо будет, не ссы. И человек живет, не ссыт.

И, повторюсь, это хорошо.

Как же с моей гармонией?

Я очень люблю выражение - "имей совесть, и делай что хочешь".

Совесть - понятие субъективное, кто-то тысячу людей спас, и все-равно считает, что сделал мало, а для какой-то культуры нарушить данное тебе слово, убить тебя, а жену оттрахать - это высшее проявление доблести и мужества, ты герой, джигит, попадешь в рай, а вокруг тебя будут танцевать голые бабы.

Но все-таки человечество сообща сформировало основные понятия, которые подходят под понятия "совесть", "хорошо", и "плохо". Не стоит брать в расчет маргиналов - на то они и маргиналы. Обмануть, ограбить, убить человека, чтобы потом на украденные денежки построить концлагерь и уничтожить там соседей по району - это, скорее всего, плохо.

Условно говоря, лучше перевести бабушку через дорогу, нежели сбросить её под автобус - с этим утверждением согласится большая часть людей.

По таким законам "общепринятой совести" стараюсь жить и я. Да что там стараюсь - живу. Помогать людям, не завидовать, делиться, стараться меньше врать, не наябывать других, не унижать слабых, быть честным перед другими людьми и в первую очередь перед самим собой, уметь признавать свои слабости и промахи, в том числе и перед другими - в принципе, это довольно просто.

Подобная жизнь позволяет жить в гармонии с самим собой. Ведь если после смерти ничего нет, как бы это ни было невозможно представить человеку, то ведь там ничего нет, ничегошеньки, тебе похеру, все доселе было случайностью, яркой вспышкой, которая пришла из ниоткуда и ушла вникуда.

Если же там, куда умчится твоя энергия (бесит меня это слово, правда), что-то и будет происходить, тем более связанное с прожитой жизнью, то оправдываться твоему куску энергии (его часто называют душа) не за что - ты переводил бабушек через дорогу, ты делал, что было в твоих силах.

А если вдруг выяснится, что все было наоборот, что все перевернулось, подобно гончарному кругу, что на самом деле переводить бабушек - это и есть самое страшное зло, а на деле их надо было бросать под автобус, и тогда то ты бы и жил праведно - то ты все равно сделал, что мог, и жил по той системе ценностей, на которую только способен жалкий человеческий умишко. А познать другую ему не дано.

Взятки гладки. Куда не плюнь - кругом гармония, кругом ты прав. Быть несчастливым и жить не в гармонии просто невозможно.

Возможно, я и поменяю свои взгляды на жизнь, тупо упираться на чем-либо, как баран, и вообще, как говорится, чем ближе к смертному одру, тем меньше атеистов, да и в окопах под пулями все молитвы кому-то читают, включая атеистов, но пока так, как есть.

На основании вышеописанных мыслей в моей голове, которые пришли мне в голову при взгляде на главную святыню христианского мира, я решил, что я все-таки не пидор, что пил пиво недалеко от этой святыни.

И мне можно зайти вовнутрь.

И мы зашли в Храм Гроба Господня, на место, где был распят Иисус Христос.


  • 1
Супер! Особенно финал и последнее фото. Спасибо.

вам спасибо)

Да, финал вкупе с предшестсвующей стеной текста - весьма.
Многогранная тема, требующая всестороннего рассмотрения.
И да - ты опять спутал конфессию с концессией. Неспроста это, ох неспроста :))

да, спасибо, я уже сам стал обращать внимание на эту опечатку

  • 1
?

Log in

No account? Create an account