Previous Entry Share Next Entry
Усадьба Коковцевых. Фотоэкскурс.
yanlev
Немногие знают, что для вас, дорогие благодарные потомки, на окраине Ярославля сохранился великолепный образчик дворянской поместной усадьбы.

Произошло это просто - город расширялся, и поглотил одно из имений, располагавшееся некогда в шести километрах от Ярославля. Теперь оно находится на его территории - на Суздалке, в Новоселках.

Конечно, нам безудержно повезло, что такая усадьба вообще сохранилась - у большинства барских усадеб в России судьба то злополучная. А здесь поместье пережило и революцию, и советскую власть, и даже 90-е годы - и до сих пор этим шедевром может любоваться каждый.

Принадлежала усадьба очень знаменитому и древнему роду Коковцовых из Ярославля, государи отметили их еще в 1627 году. Коковцовы - они же Коковцевы, встречаются оба варианта.

Существующее здание построено в самом конце XVIII века - зданий этого периода и в центре города немного, что уж говорить об усадьбах.

В общем, можно срезюмировать - усадьба очень и очень крутая. Побывать там должен каждый приличный ярославец, хватит на одну церковь Ильи Пророка пялиться денно и нощно, надо расширять кругозор.

Но поскольку всё как обычно, я сейчас не могу, у меня работа, я крутой деловой занятой человек, я когда-нибудь потом съезжу, ну или я потеряюсь, меня обидят суздальские гопнички, то давайте хотя бы совершим виртуальный фотоэкскурс в усадьбу Коковцевых со мной.

Я считаю совершенную мной фотофиксацию и этот небольшой виртуальный экскурс важным делом, потому что в жизни усадьбы опять невеселые перемены, и далеко не факт, что мы еще сможем насладиться её красотами в полном масштабе.

Ну поехали.

Итак, Ярославль. Суздалка. Новоселки. Новоселки - это такое небольшое селение, которым владел род Коковцовых черти с каких веков. Здесь в самое последнее десятилетие XVIII века яркий представитель династии - Николай Иванович Коковцев, разбивает потрясающий по своей красоте поместный парк с прудами, и строит фамильное дворянское гнездо.

Пруды сохранились, они каскадные, их три, главный дом стоит на берегу самого большого из них. Вот так остатки поместья выглядят сверху. Главный дом (на карте с коричневой крышей) стоит у пруда, перед ним остатки регулярного парка (от него осталась где-то четвертая часть):



Как мы видим, к поместью подступили новостройки Суздалки, но пока не настолько, чтобы полностью заслонить и оттенить его.

Итак, представьте, что вы граф Коковцов и подъезжаете к своему поместью со стороны Московского тракта, от села Крест.

Кстати, а давайте ка вы будете самым известным представителем династии - Владимиром Ивановичем Коковцовым:



В начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи.

В общем, вы граф, едете к своему родовому гнезду. И вот показалось имение:





Вы въезжаете во двор, постройки образуют каре. Прямо - главный дом, справа - каретник, слева - длинной приземистое здание конюшен. Конюшни сохранились:



Каретник тоже недавно существовал, даже на вышеприведенном снимке со спутника он существует (темная крыша), но на данный момент от него осталось одно лишь кирпичное основание:



Бывший внутренний двор, взгляд от главного дома, теперь справа конюшни, слева вдалеке - остов каретника:



Конюшни - здание интересное. Помимо своих архитектурных достоинств, оно интересно и в социальном плане - в советское время вместо лошадей здесь стали жить люди. Одно стойло - одна маленькая квартирка с выходом на улицу. Это символично:



Люди бы жили здесь еще вечность, но совсем недавно в экстренном порядке, едва ли не за один вечер, все они были выселены. Несущая внешняя стена накренилась, поехали балки, был риск, что обрушится вся крыша, все здание. Могли погибнуть люди, и всех эвакуировали. Но стена хоть и поехала, но так и не упала. Конюшни стоят.

Главный дом усадьбы Коковцевых - самая примечательная часть поместья.

Сейчас мы видим его с тыла, главный фасад выходит на парк и пруд.

Дверь на первом этаже отчетливо дает понять, что культурный слой за два столетия - около полуметра, если не больше. Дверь расчищена, чтобы можно было заходить, рядом - нет. Окна смотрят в землю:



Непонятно, где первоначально был вход на первый этаж. Современники входят правильно - в окно на втором этаже:



Кстати, о современниках. У усадьбы классическая история - национализированная у Коковцевых в 1919 году, сначала здесь квартировался полк, затем детский сад, библиотека, пока, наконец, по традиции весь особняк не раздерибанили под коммуналки. Впоследствии почти весь второй этаж занял филиал Дома Культуры "Радий" - кружки, дискотеки. Весь первый этаж - до сих пор коммуналки.

Как бы в подтверждение этих слов из окна смотрит маленькая девочка - людей здесь обычно немного, и ей интересно:



Года три назад ДК уехал, его помещения передали "Шереметьев-центру", здесь был культурный центр - кружки, лекции, встречи, выставки. Но бабла как водится не было, и в мае 2011 года пришлось уехать. Теперь добрая половина особняка, самая парадная, пустует и потихоньку разрушается. Парадокс - она почти ничья, находится на балансе города, и никому не нужна.

Я, собственно, прикатил сюда вместе с выездной проверкой комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия.

Комиссия должна была посмотреть состояние усадьбы, и решить, что делать дальше, а то с такими темпами скоро ей хана. Правильное дело, в общем. Под сурдинку прикатило и местное телевидение.

Но мы же типа вместе с графом обходим свои владения.

Самое выразительное - это фасад главного дома, выходящий в парк. Это великолепный образчик классицизма:



Взгляд из парка:



Фасад:



В этих нишах когда-то стояли статуи, либо вазоны:



Лепнина симметрична - слева она есть:



А справа уже нет:



К закругленному левому углу жильцы приделали уродливую пристройку:



А вот правый угол с балконом сохранился в первозданном виде. Это самый эффектный ракурс старой усадьбы:



Балкон старый и держится на подпорках:



Можно вглядеться в чугунное кружево:



Элегантные кронштейны:



Один торец здания, народные художества:



... и другой, с уже упоминавшейся пристройкой:



Здесь же небольшое приусадебное хозяйство:



Графу Коковцеву наверное в страшных снах не могло присниться, что у него под окнами будут выращивать картофан.

Остатки парка перед домом и пруд свидетельствуют о том, что в конце XVIII века и в провинции уже знали толк в ландшафтной архитектуре. В небольшом сохранившемся кусочке парка до сих прослеживается подобие аллей:



Колорит:



Главный пруд:



Береговая линия облюбована местными обитателями:



Здесь было вообще страшно, но не так давно и парк, и пруд почистили. Пруд не чистили вообще со времен царя, теперь он хоть стал приятен глазу, а не просто помойкой. По легенде, дно его вымощено кафельной плиткой. В принципе, это может быть и правдой - практика довольна распространенная, хоть и удовольствие, конечно, было не из дешевых.

По еще одной легенде, в пруду утопилась Лидия Коковцева. Естественно, просто так утопиться она не могла, а до сих пор терроризирует обитателей дома, приходя по ночам за конфетами.

Ну это как обычно, какая старая усадьба без несчастной любви и трех повесившихся из-за этой любви, какой пруд при старой усадьбе без молодой утопленницы.

Однако, пора и в сам дом.

Идем.

Элегантно выполненная адресация:



Но тут же констатация того факта, что все приходяще и уходяще, и адрес далеко не всегда был именно таким:



Кстати, улица Пригородная появилась на картах лишь в 2005 году, когда Новоселки административно включили в городскую черту. До этого улица называлась Цветочной, но поскольку в городе такая уже существует (ну её каждый знает - Заволгой, у паровозоремонтных мастерских), переименовали в Пригородную.

И вот, как культурные люди, заходим в окно второго этажа. Граф остался внизу - он не привык заходить в окна. Главная зала огорошила сразу же - зимой помещения культурного центра пустовали, частично осыпался потолок, так как течет крыша:



Здесь, наверняка, были танцы. Причем не только в исполнении завсегдатаев ДК "Радий", но и на протяжении всего XIX века:



В целом интерьеры довольно неплохо сохранились. Это означает, что что-то да осталось, так как обычно не остается ничего.

Например, почти во всех залах шикарные лепные карнизы:



Великолепная проработка деталей:



Из-под замызганных интерьеров заштатного провинциального советского дома культуры так и бьет графская роскошь:



Сохранились обалденные печи, хоть и заштукатуренные:



Главные печи находятся в парадной анфиладе комнат, выходящих на парк. Обе сейчас располагаются на территории бывшего культурного центра. Сохранились ли печи на территории коммуналок, неизвестно. Они занимают треть второго этажа, остальные две трети - ныне пустуют, культурный центр уехал. План:



Самый эффектный зал - не самый большой. Самый эффектный - полукруглый, занимающий угол второго этажа, и имеющий выход на балкон, его мы уже видели.

Полукруглый зал:



Он небольшой, скорее, это кабинет. Взгляд с другой стороны:



Выход на балкон:



Скорее всего, здесь находился рабочий кабинет хозяина. В подтверждение тому - до сих пор сохранившийся встроенный сейф:



Ключей нет. А было бы забавно, если бы все вот так вот бы думали: "ну, там наверняка пусто, все осмотрено сто раз", а на деле там фамильные драгоценности до сих пор заперты.

Сейф замаскирован под цвет стен. Стены тоже уникальные - это искусственный мрамор, очень редкий пример оформления интерьеров в наших краях. Неизвестного предназначения ниша в искусственном мраморе:



Мрамор сохранился великолепно - как новенький. Но даже он не остановил усердную Дору в 1929 году, она таки выкорябала свое имя:



Дора - популярное женское имя в те годы. Сейчас Доры регулярно встречаются среди интеллигентных бабушек.

Остальные залы не так эффектны, но тоже приятны глазу. Один, совсем небольшой, почти близок к овальной форме. Здесь сохранился замазанный тыл печки:



В этом зале сохранилась огромные заколоченные двери - видимо, тоже "родные":



Они заколочены, потому что как раз за ними и начинается "коммунальная" часть этажа. Там живут люди.

Панорама из зала на парк и пруд:



Еще одна зала:



А это уже комната в тыловой части. Как правило, в таких местах располагались хозяйские спальни:



Кругом много ненужных вещей, оставшихся и от "Радия", и от культурного центра. Много книг. На глаза попадаются, конечно, сплошь нужные, тематические. Вернее, уже ненужные:



Пока комиссия чинно ходила из залы в залу, я, как молодой шакал, носился по закоулкам - искал интересности. Вдруг где что, а меня нет?

Еще на улице во дворе усадьбы я обратил внимание на интересные маленькие окна третьего этажа. С фасада дом двухэтажный, но очевидно, что с тыла вписался небольшой чердачок, маленький третий этаж:



Поэтому вторым делом, после исследования закоулков второго этажа, я начал искать небольшую лестницу. Ну да, должна быть, справа характерный скошенный объем:



А вот и непритязательная дверца в одной из проходных комнат:



Да! Доступ открыт! Лестница!



Я аккуратно притворил за собой дверцу. Здесь было темно, и только фотовспышка освещала небольшие закутки и комнатки:



Это не чердак, и не мансарда. Это называется "антресоли".

Вот они, и окошки эти узкие, что мы видели снизу:



Небольшие низкие комнатки, в которых, скорее всего, жила прислуга. Если бы здесь не жили люди, а помещения использовались, например, под хлам или под склад, здесь не было бы такого шедевра.

Именно на антресолях сохранился самый примечательный из сохранившихся объектов интерьера - небольшая печка.

Она не полностью замазана штукатуркой, и выглядит просто чумово, с изразцами:



Уже не помню где, но где-то вычитал, что это изразцы аж XVII века, максимум начала XVIII:



Дверца, как обычно, элегантно оформлена:



Почти наверняка клеймо производителя. Надо искать, кого именно.

Здесь же стоит небольшой письменный стол, вероятно, сохранившийся еще из дореволюционной меблировки:



Внутри в ящичках, конечно, ничего нет.

В целом пара небольших комнатух и закутки забиты всякой рухлядью:



Еще советской в основном:



Панорама с антресолей усадьбы Коковцевых на конюшни и Суздалку:



Мне там больше всего понравилось. Лестница, рухлядь, печка, грязно, темно, нет никого - что может быть лучше?

Не удивлюсь, что как и полагается любой приличной усадьбе, найдется еще пара замурованных закоулков, втиснутых между комнатками, и не существующих ни на одном плане. Такие пустоты, естественно, должны быть забиты хозяйской серебряной посудой - ну чтобы благодарным соотечественникам ничего не досталось.

Внизу, на втором этаже, тем временем, продолжала осматривать помещения комиссия.

"Отважный корреспондент Городского Телеканала, рискуя жизнью, ведет захватывающий репортаж прямо из грозящего вот-вот рухнуть на наших глазах здания":



Затем состоялось небольшое итоговое совещание в одной из зал. Комиссия и представители администрации Фрунзенского района говорили за жизнь, что же это делается, братцы, Отечество в опасности, что будем делать в сложившейся ситуации:



Пришли к выводу, что здание нужно немедленно как минимум консервировать, иначе хана. Также будет написано обращение в Министерство культуры РФ, в Правительство области, в мэрию города Ярославля.

Это все правильно, но судьба здания все-равно под вопросом - оно и с консервацией развалится, только попозже. Нужен владелец и грамотное использование. Витали мысли, чтобы продать его кому-нибудь, в чьих-то руках точно выживет, нежели вообще без рук.

Конечно, это было бы благом, памятник будет спасен, да и желающие думаю найдутся - в одной столице людей, которые не отказались бы владеть настоящей классической усадьбой XVIII века, три вагона и пять пароходов.

Но это означает одно - в будущем увидеть людям усадьбу удастся в лучшем случае, прыгая у высокого забора. На самой территории, конечно, будут устраиваться великолепные потрясающие оргии. Это может быть и неплохо, но конечно, хотелось бы, чтобы ярославцы усадьбу не потеряли.

Им, ярославцам, в массе своей и насрать, наверняка, 95% не знает и о самом факте её существования, ну да это больше проблема подачи продукта в целом.

Меня, праздношатающегося на дальнем плане оболтуса, попросили высказать свое мнение, типа незамыленным глазом. Которое я и не замедлил озвучить.

Я и здесь его озвучу, хоть оно и утопично, но чтобы хотя бы примерно представить, как оно могло бы все быть, и как оно все на деле происходит в других умных городах и дальних странах.

В общем, в идеале надо забубенить властям города и каким-нибудь ушлым коммерсам общий инвестиционный проект. Усадьба должна зарабатывать сама. Механизмы все давно известны до нас, придумывать ничего не надо.

По идее, это уникальная тема - на территории города находится загородная усадьба. И какая! С богатым наследием, принадлежащая известным людям, уже с кучей легенд, преданий, фишек - надо лишь немного додумать, отшлифовать, и привести все в божеский вид.

Надо тянуть сюда туристов.

Современный турист - он ведь такой, ему все эти толпы, ходящие за тетенькой с рупором от церкви к церкви, поперек горла уже. Конечно, и традиционный туризм никуда не денется, но он не вечен - скоро церковь Ильи Пророка увидят почти все, кому это надо, и в Ярославль не вернутся.

Потому что "посмотреть на церковь" - это туризм на один раз. Чтобы люди возвращались, проводили в одном месте много времени, нужен целый комплекс всяких фишек, нужен интерактив. Нужен отдых. "Посмотреть" - это лишь составляющая этого отдыха, а только "посмотреть" сейчас город и предлагает, ну с небольшими исключениями.

На базе усадьбы такого интерактива можно наваять - люди неделями здесь жить будут. Здесь все заочные условия уже созданы, надо только приводить все к божескому виду.

Сценарий то простой - усадьба становится туристическо-рекреационным комплексом. Гостевой дом, вон хоть в тех же конюшнях. История с квартирками-стойлами обыгрывается на ура - "почувствуй себя на одну ночь советским человеком-лошадью". Можно конюшням и былую функцию вернуть, пожалуйста, интерактивный музей "Конюшня XIX века". Задайте лично лошади овса.

Прогулки на лошадях по реконструированному парку.

На пруду - лодки, рыбалка. "Признайтесь в любви на лодке на пруду, как в 19 веке".

Тематические интерьеры особняка, ресторан с меню столетней давности - ну это само собой.

Свадьбы в усадьбе, в дворянском стиле - молодежь уже затрахало по вечным огням кататься, а потом в кафе "У Палыча" ехать, только не все могут в этом признаться, а альтернативы нет.

Похабные торжества-балы.

На пруду есть небольшой искуственный островок, часть былой ландшафтной роскоши - пожалуйста, игры для детей устраивать, клад там зарыть, "Сокровища старого графа".

Чтобы гости не расслаблялись, пусть изредка их пугает девочка-утопленница, которая будет приходить лакомиться конфетами.

В общем, генерировать тематической пурги еще можно много, но факт остается фактом - спрос у нас в стране на подобного рода затеи огромный, а предложение как правило всё заграницей, потому что у нас руки из жопы.

Хотя все подано на блюдечке с голубой каемочкой - и уникальная усадьба, овитая легендами и историями, и парк, и пруд, и даже туды его в качель, остров. И находится все это добро не в Республике Тува, а в городе Ярославль, куда и так сотни тысяч людей уже едут. И Москва в 280 верстах.

И ничто не мешает усадьбе Коковцевых стать Архангельским или Царицыным провинциального разлива.

Ну да это все мечты, мысли, живи еще хоть четверть века, все будет так, исхода нет. Ну а пока давайте на прощание полюбуемся усадьбой Коковцевых из-за пруда. Удивительный ракурс, сразу ясно - дворянское гнездо:



Она прекрасна:



Ну и съездите туда, наконец, пока еще не поздно. Оно того стоит.

  • 1

спасиб за экскурсию.

>потому что в жизни усадьбы опять невеселые перемены,
> и далеко не факт, что мы еще сможем
и чего там ей грозит?

ну как что... крыша уже ни о чем, дыра на дыре вон потолок уже провалился в одном месте

скоро дождь начнет в залы хлестать)

ну и вообще, в бесхозном виде, без отопления, без присмотра, здания приходят в упадок очень быстро

>и чего там ей грозит
а, вижу, это я поспешил и до конца поста сразу не дочитал :)

вообще интересное местечко. где-то вконтакте тоже видал фото... вот изразцы более чем вкусные, да.

странно, что изразцы вообще сохранились

место по интересности вообще федерального уровня - усадьб классицизма конца XVIII века в таком состоянии и по стране осталось мало, тем более в провинции

Спасибо. Живу в Крестах 10 лет, а не знал, что под боком такое

удивительное рядом, как говорится)

в какой-нибудь выходной не пожалейте времени, прогуляйтесь

А туда внутрь можно попасть сейчас (ну, где ДК был, на второй этаж) или все закрыто?
Самое забавное, что много раз был в новых домах рядом, буквально метров 300, как я понимаю, но думал, что дальше все - тупик, нет ничего :)

Спасибо за интересный рассказ! Усадьбу видел с детства, в пруду самолично ловил баклюх. Надо будет порой прогуливаться по этому парку))

Оооой...
Ездили в выходные в Гёдёллё - старый дворец под Будапештом. Классом повыше, конечно: 18 век, затем летняя резиденция императрицы.
Но был момент, когда всё это чуть не пришло в то же состояние, что и эта усадьба. Вытянули. Теперь туристы исправно несут свои евро, статуи стоят, розы цветут, птицы поют.

>Которое я и не замедлил озвучить.
>Я и здесь его озвучу, хоть оно и утопично

да, кстати, и как комиссия отреагировала на сей проект?
(простейшее и наивероятнейшее - выслушала, согласно покивала головами - "дадада, было бы здорово" и забыла ?)

лучше там поакуратнее ходите.Там утанула девушка.я это знаю потому-что я там живу. точнее рядом

  • 1
?

Log in

No account? Create an account