Previous Entry Share Next Entry
Воровской жаргон в среде ярославских школьников
yanlev
Друзья, хочу поделиться уникальным материалом!

"Воровской жаргон в среде ярославских школьников", статья 1928 года!

Я безудержно рад, что во все времена были люди, осознающие, что история и краеведение - это не только цари, войны, статистика и описание церквей - это ещё и быт, то, что нас окружает, те мелочи, из которых состоит наше бытие. Большинство не придаёт значения этим мелочам, но именно они решают, именно они определяют сознание.

Я рад, что в 1920-е годы это понимал и некто С. А, Копорский, решивший составить словарь жаргона школьников Ярославля, и проанализировать его.

Прикупил я тут на днях несколько замечательных сборников 1920-х годов, называется "Ярославский Край", изданные труды городской секции краеведения.

Здесь, среди солидных профессорских статей вроде "Из истории крупной сеньории Верхне-Волжского края XIII-XVIII веков", или "К вопросу об окружном районировании Ярославской губ. в системе Центрально-Промышленной области", затерялась и небольшая статья С.А. Копорского - "Воровской жаргон в среде ярославских школьников".

По содержащейся информации, она же была опубликована в журнале "Вестник Просвещения" в 1927 году.

Пусть вас не удивляет тот факт, что в советское время могли появляться подобные статьи, тем более в педагогических журналах или краеведческих трудах. 1920-е годы ещё были временем относительной свободы, каждый писал практически всё, что хотел. Рихтовать общественное мнение и собственную историю начали десятилетием позже - к середине 1930-х.

Итак, общий смысл статьи, для тех у кого нет времени читать всё: к середине 1920-х годов блатной жаргон крепко проник в среду ярославских детей. Связано это в первую очередь с разгулом преступности после окончания Гражданской войны.

Автор приводит интересный факт: Москва и Ленинград начали борьбу с преступностью с того, что стали попросту выдворять социально опасных элементов из своих городов в соседние губернские центры, и в первую очередь - в Ярославль. Дело дошло до того, что ярославские власти были вынуждены написать в Москву жалобу по этому поводу.

В среду детей "блатная музыка" попадала в первую очередь через беспризорников - ещё одного следствия Гражданской войны. Уже не первое десятилетие российские (да и не только) дети увлекались приключенческими романами, и жизнь беспризорника (полная, с точки зрения ребёнка, приключений и путешествий) романтизировалась, а вместе с этим романтизировался и мир криминала, вместе с его языком - языком для своих, для избранных. В общем, знакомо, через 70-80 лет Россия снова столкнётся с этим явлением - романтизацией криминала.

Однако, уже к концу 1920-х годов это явление пошло на спад. Преступность подзакрутили, беспризорников пристроили, ушёл романтический ореол, а вместе с внедрением социалистической идеологии влияние блатного жаргона на детский разум стало стремительно падать. Это мнение автора.

В этом он ошибся. Изучив словарь, мы можем увидеть, что бОльшая его часть навсегда осталась в русском языке.

В связи с давностью лет, и представить нельзя, что обыденные в наше время слова когда-то были уделом исключительно криминального мира!
Баламут и буча, влипнуть и дерябнуть, "гони монету" и "свой в доску", загнуть (урок), замести, "клёво", сбагрить, слямзить, слизать (в значении списать), шкет и шпана, лапать и кумпол, кимарить и промазать - всё это пришло в русский язык из воровской среды.

Мы можем наблюдать легендарное явление: автор наблюдает, как блатное слово агалец (в значении "мальчишка" - вот откуда ноги растут у слова агал!) активно вытесняется новомодным словом пацан, которое, по мнению автора, "завезено" в Ярославль из Харькова.
В общем, наслаждайтесь.

Естественно, тематика актуальна не только для Ярославля, а для всей страны, поэтому, я думаю, этот небольшой труд будет интересен многим.

Наблюдая и фиксируя для потомков подобные мелочи, которые современникам кажутся банальным и совершенно неважными, мы тем самым даём некий ключ не только своим детям, но и в первую очередь самим себе.

Ключ к пониманию своей страны и в первую очередь - понимания самих себя.




































  • 1

Ян, это очень круто. Беру на почтение!


Social pictures

(Anonymous)
My contemporary number
http://ashlynn.pornpost.in/?epoch.belen
asian single events adventist single dating single fathers dating men who date single moms where are medjool dates from

  • 1
?

Log in

No account? Create an account