Previous Entry Share Next Entry
Once upon a time on Volga
yanlev
... сегодня проходил мимо кладбища на Туговой Горе, что в губернском городе Ярославле. Дай, думаю, загляну на кладбище, что не заглянуть, давно не был.

Проверю, как там поживает мемориал на братской могиле погибших в результате самого известного ярославского кораблекрушения, настолько известного, что о нём почти никто не знает. Не развалился ли ещё.

Итог положительный: не развалился.



Памятник интересный, ни на что в Ярославле не похожий. Это 1930-е, то есть эпоха, когда мемориалов возводили мало (Сталин не в счёт), и правильные социалистические каноны разработаны ещё не были.

Это мощная пирамида со шпилем, по четырём граням которой размещены таблички с именами погибших. Православный крест возвели сравнительно недавно. Мощная и красивая чугунная ограда обрамляет края огромной братской могилы - а именно на ней и возведён мемориал.

Здесь в июле 1933-го года были похоронены несколько десятков погибших при кораблекрушения баркаса "Четвёртого" - пассажирского судна, перевозившего людей между берегами Волги.

Это страшная история.

9 июля 1933 года баркас был забронирован для перевозки учащихся фабрично-заводского училища паровозоремонтного завода, он и до сих пор с Туговой Горой сосед.

"Фабзайчат", как называли учащихся, числом около 200 человек, молодёжь лет 19-20, надо было перевезти на другой берег вверх по Волге для работ на колхозных полях.

Капитан баркаса Андреев после погрузки пассажиров решил остаться дома, отправив в несложный рейс своего помощника. На борт было допущено ещё 100 человек, желавших попасть на заволжский берег, из них около 30 детей.

Точно количество пассажиров впоследствии не смог подсчитать и суд, их точно было не меньше трёхсот. Вместимость же баркаса же была всего 120 человек, но подобный перегруз, как потом выяснило следствие, был в порядке вещей.

Не успев отплыть от берега и ста метров, баркас дал крен на борт, зачерпнул воду иллюминаторами, и моментально перевернулся со всеми пассажирами. По одной из версий, волну дал пароход "Ванцетти", проходивший рядом. Глубина Волги в этом месте - около четырёх метров.

Погибло по официальным данным 98 человек. Трупы ещё несколько дней вылавливали дежурные посты вниз по Волге - до 15 километров.

Пароход "Ванцетти" встал в нескольких сотнях метров и никакого участия в спасении не принимал. Умевшие плавать люди, перепачканные в мазуте, сами добирались до обоих волжских берегов.

Советский суд был не чета нынешнему, и состоялся уже 18 июля - через 9 дней после трагедии. Судили в Волковском театре. Чтобы успокоить массы, была устроена трансляция через репродукторы, установленные на площади Волкова.

Приговор:

Десять виновных, в основном работники ярославского порта.

Ответственный за погрузку "фабзайчат" - шесть месяцев исправительных работ.

Помощник капитана (выжил) - 10 лет со строгой изоляцией.

Капитан (выжил, так как сидел дома) - "высшая мера социальной защиты" - расстрел.

Впоследствии также заменили на 10 лет.

Комментарии в суде:

Капитан Андреев:

- «Я перегрузил пароход только для того, чтобы не обидеть публику. Не хотел вызывать негодования у пассажиров. Тем приходилось ждать на пристани иногда по полдня. Вот я и решил: пусть все едут».

Допрос и.о. капитана Курапова:

«– Как оправдываться будем?
– Ну, эти, ФАБовцы, шалили.
– И что же они делали? Пели, плясали, дрались?
– Ну, эта, ходили.
– И где «эта» они «ходить» умудрились? Сами же сказали, «свободного места на корабле не было».
– Оставалось, да, внизу. Человек десять».

Капитан "Ванцетти" Баландин:

- "Я принял тонувших за купающихся".

Контролёр ярославского речного порта Футьянов:

- "У них там давным-давно прогнило всё. Пассажирские перевозки давным-давно нерентабельны, и вот результат".

Вся история этой трагедии - очень русская.

Работа организована криво, материальный фонд изношен. Исполнители выполняют свои функции, надеясь на "авось". В один момент "авось" не срабатывает: один исполнитель решает заняться своими личными делами, отправив своего некомпетентного заместителя + внешний фактор в виде волжской волны.

В момент трагедии люди, которые были в состоянии помочь, спокойно наблюдают - авось то случился не у них.

Власть рубит головы с плеча, чтобы ропщущие массы больше не раскачивали лодку (в этом случае - в прямом смысле слова), а затем заминает событие.

Массы шушукаются, грустят, ставят памятник, через некоторое время он начинает разваливаться и всё благополучно забывается.

Ведь сколько за это время происходит "авосей", а сколько произойдёт - и всем надо поставить памятники.

Давайте хотя бы посильно разорвём этот круг - вспомним лишний раз эту жуткую трагедию лета 1933-го, посмотрим на этот мемориал, хотя бы на этих фото.




?

Log in

No account? Create an account